В декабре минувшего года Федеральная комиссия по торговле США предложила принять меры по защите конфиденциальности пользователей в интернете, в частности, встроить в браузеры функции защиты от сбора информации от пользователей. Мировые браузерные гиганты откликнулись на инициативу, Mozilla и Google готовы вооружить приложениями свои новые версии.
Выход компьютера в сеть сопровождается отметками посещенных им сайтов, которая осуществляется с помощью так называемых cookie-файлов. Сайты таким образом помечают своих посетителей и «узнают» их при повторном посещении. Исследовательские компании внимательно изучают список посещаемых в Интернете страниц.
По данным Wall Street Journal, на 50 ведущих по посещаемости сайтов США применяется 64 различные технологии слежения за пользователями. Они инсталлируют следящее ПО на компьютеры посетителей ресурсов, причем делают это без предупреждения. Некоторые ресурсы устанавливают более сотни шпионских кодов.
Программы-шпионы отслеживают историю посещения других ресурсов и спустя определенное время формируют полноценный отчет о пользователи, его потребительских склонностях и даже финансовом положении. Отслеживание cookie-файлов является наиболее распространенным способом сбора данных.
Американское издание указывает на то, что продажа данных о пользователях уже стала одним из наиболее заметных по информационному обороту бизнесов интернета. Буквально через несколько секунд после посещения таких сайтов как eBay.com или Expedia.com, детальная информация о пользователе может быть выставлен на аукционе по обмену данными BlueKai. На нем продается порядка 50 млн. файлов, содержащих информацию о конкретных людях.
Судя по всему, речь идет о возможности предоставления пользователю возможности условного "приватного" серфинга в сети. Реальной приватности не будет, просто в браузере появится возможность ограничить доступ сторонних инструментов к параметрам веб-сессии. Также пользователь сможет отключать рекламные показы.
Последнее может оказать влияние и на рынок контекстной рекламы. Ведь она основана именно на алгоритмических показах географически таргетированных и социально адаптированных рекламных объявлений пользователям. Однако по мнению некоторых экспертов, наиболее четко ориентированная контекстная реклама в своих ненавязчивых формах вполне отвечает интересам большинства пользователей и отключать ее будут не все и наверняка не всегда. Согласно исследованиям, население с удовольствием бы «отключилось» от телевизионной, уличной рекламы и спама.
Однако защитные приложения смогут работать только с теми рекламными сетями, которые добровольно согласятся отказаться от мониторинга пользователя, если в его браузере будет включено соответствующее оповещение. То есть дело это пока сугубо добровольное для сайтов. К рекламных сетям, готовым отказаться от показов по требованию пользователей, относят AOL, Yahoo и Google и ряд других крупных сетей - значит, особой угрозы своему бизнесу они не ощущают.
О внедрении браузеров с приложениями, позволяющими защититься от «слежки» в сети заявили Mozilla и Google, которые готовы встроить соответствующие функции в свои новые версии. Microsoft еще в декабре прошлого года анонсировала новую функцию Tracking Protection в новой версии браузера Internet Explorer 9.
Между тем специалистам хорошо известно, что многочисленные плагины и расширения для браузеров, распространяемые зачастую бесплатно, зачастую имеют встроенных шпионов, которые собирают информацию о пользователях параллельно с осуществлением заявленных функций.
Возможно, сообщения от производителей браузеров является в первую очередь рекламной акцией, призванной повысить интерес пользователей к новым версиям. Вряд ли это можно назвать попыткой создать браузерный сегмент на рынке антивирусной защиты.
Попытка создания полноценной браузерной защиты приведет лишь к гонке интеллектов и создании более изощренных программ - слишком многие компании заинтересованы в получении подобных данных. Заинтересованные лица скорее размышляют о том, как расширить присутствие в растущем гигантскими темпами рынок личной информации. Закрыть доступ к снятию персональных данных в условиях принципиального отсутствия в интернете системной защиты конфиденциальности вряд ли удастся.