В России в первые недели нового года резко повышаются цены на горючее. Быстрее всего дорожает дизельное топливо. Солярка является основным «товарным» топливом, так как именно этот тип горючего используется в грузоперевозках и сельхозпроизводстве. Уже готовятся поднять цены на свои услуги и перевозчики, потом подорожают транспортируемые товары.
Цена на бензин за период с 11 по 17 января 2011 года выросла сразу на 1,3%. По данным "Росстата", больше всего подорожало низкооктановое топливо - на 2,5%, а также дизельное - на 2%. На минувшей неделе индекс отпускных цен по данным центра «Кортес» составил на автобензин 1,12%, мазут - 0,25%, авиакеросин - 0,76%. А лидером стало дизельное топливо, которое поднялось в цене на 1,80%.
Как следствие, дизельное топливо по цене опередило многие типы бензина и сравнялось по цене с Аи-95. Причем тенденция опережающего удорожания дизтоплива фиксировалась еще в прошлом году. За 2010 год соляра прибавила в цене по России сразу на 34%.
Общие причины удорожания бензина понятны, хотя и ненормальны. Нефтяные компании пытаются переложить на потребителя расходы, связанные с ростом акциза на бензин, который был повышен с 1 января. С 1 февраля увеличивается пошлина на экспорт сырой нефти, что нефтяники, возможно, решили «учесть» заранее.
На мировом рынке цена сырой нефти успела дотянуться до $100 за баррель, но на этом уровне не удержалась. Розничные цены в РФ двигаются вслед за оптовыми, а те плотно следуют за мировыми, хотя страна с собственными громадными запасами нефти, зависеть от них не должна вовсе. Ведь для переработки наши заводы не покупают нефть на мировом рынке, а перерабатывают добытую в России.
Тем не менее, ситуация такова, какова она есть. По настоящему злит тот факт, что если на рост мировых цен российские поставщики реагируют порой даже с опережением, то о понижении продажной цены внутри страны при падении стоимости на биржах они регулярно «забывают». Антимонопольщики по традиции отработают на публику какой-то «штрафной номер», но на ценах, как обычно, это вообще не скажется.
Однако ситуация с дизтопливом - это вопрос уже не просто частных кошельков (хотя и это тоже), а национальной безопасности. Основные потребителя соляра - железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт, военная техника и сельскохозяйственная техника. Это главное топливо страны, настоящая «кровь экономики».
Рост цен на солярное масло неминуемо вызовет настоящие инфляционные волны, которые разойдутся по стране. Эти волны мы увидим на ценниках в магазинах уже в феврале. Стоимость топлива в цене продуктов питания оценивается примерно в 12%.
Транспортные компании уже готовятся поднять цены примерно на 10%-15%. Близится посевная компания. Ситуация для сельхозпроизводителя, изрядно «прибитого» прошлогодней засухой, складывается очень непростая. Подорожание дизтоплива может негативно сказаться на продовольственном обеспечении страны.
Напомним, что разваленная мелиорационная система страны не смогла спасти отечественных производителей от неурожая прошлого года. Выгоревшие 25% сельхозугодий планируется компенсировать за счет увеличения посевных площадей. На это даже выделено 150 млрд рублей.
Но возникает ощущение, что выделяются эти средства все-таки не сельскому хозяйству, а любимому правительством ТЭКу. Цены на дизтопливо повышаются такими ударными темпами, что выделенные селянам средства будут транзитом переправлены нефтяникам, в качестве платы за «золотое» топливо. Кстати, деньги эти будут кредитными, однако это ситуация идет к тому, что от этого «предложения», отказаться будет трудно.