В России мобильный интернет по уровню распространенности приближается к широкополосному. Сетью пользуется уже почти каждый второй россиянин старше 12 лет - около 57 млн человек. Каждый третий пользователь выходит в интернет с помощью мобильных устройств. По подсчетам фонда Общественное мнение число мобильных юзеров достигает 22 млн человек.
Это 18% населения страны в возрасте старше 12 лет. По данным ФОМ, широкополосным доступом в стране пользуется 31 млн. человек. Как и в ситуации с распространением в стране проводного доступа, число пользователей мобильного инета и частота выхода в сеть с телефона и иных беспроводных устройств сильно зависит от места жительства.
В крупных городах-миллионниках шесть из десяти жителей выходят в интернет как минимум раз в месяц, но чем меньше размер населенного пункта, тем ниже этот показатель: в селах интернетом охвачено лишь 29% жителей. Аналогичное распределение прослеживается и в отношении домашнего проводного широкополосного доступа, отмечается в исследовании.
Однако имеются и свои особенности. Мобильный интернет в перспективе получит значительно большее развитие в сельской местности, чем проводной. Тянуть провода во все деревни смысла не имеет, а вот усилить станции сотовой связи, для обеспечения роста трафика за счет пользователей выходящих в интернет без проводов телекоммуникационные компании могут.
Об этом свидетельствуют и статистика крупнейших в РФ провайдеров данных услуг. Например, по данным МТС в 2010 году число пользователей мобильного Интернета в сети МТС в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири в 2010 году увеличилось более чем в два раза, число пользователей устройств с поддержкой 3G - в восемь раз.
Средний объем интернет-трафика в расчете на одного абонента вырос за год более чем в три раза. Рост трафика передачи данных в сети МТС в регионе только за октябрь и ноябрь 2010 года составил более 200%. В целом за год объем интернет-трафика увеличился более чем в шесть раз. МТС объясняет это развитием сетей 2G и 3G в этих регионах.
Основным трендом в распространении интернета можно назвать взрывной рост доли активной аудитории на фоне общего увеличения числа интернет-пользователей в целом - соответственно на 94% и 43% за 2 года. Сейчас ядро интернет-аудитории - пользователи, выходившие в Сеть хотя бы раз за последние сутки, - составляет 40 млн. человек, или 33% населения старше 12 лет, отмечается в исследовании.
Уровень проникновения мобильной связи в России весьма высок, телефонами обладают порядка 86% населения старше 12 лет. Но в основном это простые модели, не особо приспособленные для активного использования интернета. Доля сложных и функциональных смартфонов, коммуникаторов и т.п. составляет всего около 9%.
Учитывая, что смартфоны иногда просто выгоняют пользователей в сеть, столь слабое проникновение этих устройств связи в РФ может рассматриваться как фактор, ограничивающий развитие мобильного инета. Однако куда более чувствительным стал если и не провал, то громадное отставание РФ в реализации возможностей беспроводных USB-модемов на основе 3G и 2G связи, которая дает несопоставимо больший рост объемов мобильного интернет-трафика, чем ограниченный серфинг с трубы.
Важность наличия возможности выхода в интернет с помощью мобильных устройств отмечают лишь 22% их обладателей. Причем примерно каждый пятый пользователь мобильного интернета заявляет, что эта возможность для него не важна. Объясняется это тем, что три четверти мобильных пользователей имеют доступ и к проводному интернету. Причем у 44% он является широкополосным.
Проведенное исследование свидетельствует, с одной стороны, об относительно широком распространении мобильного интернета среди россиян. С другой - мобильный доступ в интернет оказывается в значительной степени вторичным и дополнительным по отношению к иным способам выхода в сеть, прежде всего ШПД (особенно в городах). Использование мобильного интернета чаще всего сопряжено с решением срочных и оперативных коммуникационных и поисковых задач в ситуации отсутствия стационарного доступа к интернету, констатируют специалисты ФОМ.