Прошедший 2010 год ознаменовался ярко выраженным повышением стоимости потребительской корзины и пока нет оснований ожидать перелома в этой динамике. Растущие запросы сельхозпроизводителей, спекулятивный рост на товарном рынке и обещания Центробанка относительно таргетирования инфляции дают основания ожидать высоких темпов инфляции и в 2011 году.
Завершился очередной календарный год, и по традиции приходит время подвести некоторое итоги. Аналитики ФГ «Калита Финанс» отмечают, что согласно официальным данным Федеральной Службы Государственной Статистики, в 2010 году потребительская инфляция в стране составила 8,8%. Таким образом, уже два года подряд индекс потребительских цен держится на одинаковом уровне. Между тем еще в начале июня 2010 годовые темпы прироста не превышали 6%, и в тот момент многие эксперты полагали, что по итогам года индекс потребительских цен удастся удержать в приделах 6,5-7%, но, как говорится, «человек полагает...». В итоге на фоне аномальной жары и крупных потерь урожая сельскохозяйственных культур потребительские цены (в первую очередь на продукты питания) во втором полугодии резко начала расти. И если по итогам года общий индекс цен вырос на 8,8%, то показатель продовольственной инфляции составил 12,9% (без учета плодоовощной продукции - 9,4%).
Но еще более существенный рост стоимости продемонстрировал рассчитываемый Росстатом минимальный набор продуктов питания, т.е. совокупность продовольственных товаров, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за определенный период. Так, по итогам года стоимость минимального продуктового набора в среднем по стране выросла на 22,4%, достигнув на конец декабря уровня 2625,7 руб. (в расчете на месяц). Соответственно, разница между индексом потребительских цен и приростом стоимости минимального набора продуктов питания в 2010 году стала одной из самых значительных за последние несколько лет.
По данным экспертов, рост цен на продукты питания составляет лишь часть потребительской инфляции, поэтому при самом низком годовом приросте индекса потребительских цен за всю историю РФ, фактические расходы населения на социально значимые товары выросли не меньше прежнего. Общий индекс «ПотребКорзина», рассчитываемый аналитиками ФГ «Калита Финанс», в 2010 году вырос на 17%, поднявшись к отметке 2500 руб., что в целом не сильно отличается от рассчитываемого Росстатом показателя. Анализ динамики потребительской корзины в разрезе отдельных компонентов показывает, что наибольший «вклад» в рост показателя внесли крупы (+59% г/г), плодовоовощная продукция (+46% г/г) и масло (подсолнечное: +28%, сливочное: +23%). Более чем на 10% поднялись цены на сахарный песок (+23% г/г), молочную продукцию (+17%) и яйца (+13 г/г). Для сравнения, золото на мировых рынках выросло за 2010 год на 29%.
Также более чем в 1,5 раза выросли цены на крупу и бобовые. Аномальные погодные условия сократили урожаи этих культур. Почти во всех сельскохозяйственных регионах России было объявлено чрезвычайное положение, засухой было выжжено большинство посевных площадей. На этом фоне России пришлось отказаться от экспорта пшеницы, более того шли активные разговоры о необходимости зерновых интервенций на внутреннем рынке. Ожидания запрета на вывоз зерновых культур из России привели к бурному росту на мировых биржах сельскохозяйственной продукции. Наиболее показательным был рост фьючерсов на пшеницу. Сокращение запасов данной культуры привело к тому, что цены остаются на высоких исторических уровнях.
Цены на сахар с максимумов в начале года к маю упали более чем в два раза. Рынок ждал рекордных объемов урожая. Россия, Белоруссия и Казахстан, уверенные в том, что смогут оказать сильное влияние на рыночную конъюнктуру за счет собственного экспорта, даже образовали Сахарную Ассоциацию. Однако всё тот же климатический фактор заставил пересмотреть оценки будущего урожая, и в конце 2010 года цены на «сладкий товар» достигли новых исторических максимумов.
На мировых товарных рынках фьючерсы на молоко в 2010 не продемонстрировали бурного роста, и всё же в нашей стране молочная продукция росла в цене достаточно высокими темпами. Для российского рынка молока и молочных продуктов удорожание было обусловлено временным отказом от импорта белорусского сухого молока и постоянным противостоянием производителей молока и переработчиков относительно закупочных цен.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что с начала 2010 года наблюдается ярко выраженный повышательный тренд по индексу «Потребительская Корзина», и тенденции подобного рода только усиливаются. Не исключено, что в ближайшие 12 месяцев индекс «ПотребКорзина» может прибавить около 15%, несмотря на то, что общий показатель потребительской инфляции, по прогнозам аналитиков, не превысит 8%. Насколько сильно эта волна подорожания ударит по кошелькам россиян, покажут ближайшие месяцы.