Россияне склонны доверять свои деньги проверенным банкам с хорошей репутацией. Лидером рейтинга банков РФ по «индексу доверия» в 2010 году стали Сбербанк и Росбанк, которые входят в двадцадку крупнейших кредитных организаций страны по размеру чистых активов. Также достаточно узнаваемыми являются лидеры российского рынка экспресс-кредитования.
Согласно результатам исследования Центра стратегических разработок (ЦСР), самым высоким рейтингом доверия среди российских общественных институтов располагают Сбербанк и Русская православная церковь (54%). На третьем месте рейтинга находится армия (42%). Рейтинг доверия Президента РФ составляет 59%, премьер-министра - 65%.
По данным исследовательского холдинга Ромир, индекс заметности Сбербанка (доля населения, которая знает бренд) составляет 89,5 пунктов, индекс доверия - 82,8 пункта. По обоим показателям Сбербанк уверенно опережает конкурентов в сфере банковских услуг и занимает в общем рейтинге российских компаний, работающих в сфере услуг, 2-е место, уступая несколько десятых процента «Почте России». На 3-м месте находится МТС: индекс заметности компании - 87,0, индекс доверия - 80,1.
Аналитики компании на основе последних данных пришли к выводу, что в целом по совокупному объему индексов доверия лидирует банковский сектор. В рейтинге по банковскому сектору за Сбербанком следует Росбанк с индексом доверия в 73,6 пунктов. Тройку лидеров замыкает банк «Уралсиб» (69,5 пункта).
Согласно рейтингу крупнейших банковских брендов мира, который готовят и публикуют консалтинговая компания Brand Finance и журнал The Banker, по итогам 2009 года бренд Сбербанка подорожал в 2,5 раза, что позволило ему занять 15-е место в перечне самых дорогих банковских брендов. Стоимость бренда Сбербанка составила $11,7 млрд.
Первое место в рейтинге занял британский HSBC - его бренд оценивается в $28,5 млрд. На втором месте находится Bank of America ($26 млрд), на третьем - испанский Santander ($25,6 млрд).
Отметим, что The Banker и Brand Finance оценивают стоимость брендов на основе нескольких показателей, включая рыночную капитализацию, розничные и межбанковские операции, операции с кредитными картами. Также эксперты учитывают прогноз на ближайшие пять лет с учетом специфики региона и самой финансовой организации.
В декабре 2010 года международное агентство Interbrand опубликовало данные, согласно которым в текущем году бренд Сбербанка стал лидером по увеличению стоимости, продемонстрировав вопреки сложившемуся тренду прирост на 47% за два года (в прошлом году Interbrand данные по России не публиковал). Общая стоимость ведущих отечественных брендов, по оценке агентства, составляет около $24 млрд. За два года этот показатель упал на 8%. Самое сильное падение продемонстрировал Банк Москвы (31%).
Самым дорогим брендом в мире остается Coca-Cola: его стоимость превышает $70 млрд. Второе место занимает IBM ($64,7 млрд), третье - Microsoft ($60,9 млрд).
Специалисты Interbrand оценивают бренды по запатентованной агентством методике, которая базируется на финансовых показателях компаний-владельцев марок. На основании отчетности за предыдущий финансовый год аналитики рассчитывают долю прибыли, которую генерирует непосредственно бренд, определяют его долю в нематериальных активах компании, силу бренда и риски, с ним связанные, а также прогнозируют его стабильность. По итоговым данным 2010 года Сбербанк ассоциируется у россиян с возможностью безопасного хранения средств, и широким спектром банковских услуг, что и вывело его в лидеры списка.