Недавний опрос жителей Германии продемонстрировал критическое отношение жителей ведущей в экономическом плане страны Европы к евро. Каждый второй немец выступает за возвращение в оборот немецкой марки. Результаты исследования повлекли за собой серию экспертных оценок и прогнозов перспектив евро и еврооптимизма в целом в условиях долгового кризиса в ЕС.
Устойчивости евро угрожают высокие государственные долги, валютные войны и потенциальные проблемы банковской системы. Впрочем, в ЕС сейчас больше думают о долгах отдельных стран и полагают, что банкротство даже крупного банка несравнимо по своим разрушительным воздействиям на евро по сравнению с дефолтом одного из государства. Впрочем, дефолты новейшего времени, в том числе и в России не сопровождались всеобъемлющей катастрофой.
Недавно спикер словацкого парламента Рихард Сулик заявил, что действия Европейской комиссии никак нельзя назвать ответственными. «Финансовыми вливаниями можно спасти Грецию и Ирландию, возможно - Португалию. Попытки спасти Испанию - это азартная игра с евро. Об Италии вообще нечего говорить: ее долги в два раза больше, чем Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых», - отметил Сулик. Правительство Словакии называет отказ от евро теоретически возможным, по словам спикера, страна не готова рассчитываться за долги других государств.
Немецкая Bild публикует результаты опроса Кельнского аналитического центра YouGov-Institut, согласно которому 51% немцев не удовлетворены евро как валютой. Еще 77% полагают, что ввод евро ухудшил благосостояние. И только 17% опрошенных считают, что ввод евровалюты повлиял положительно.
При этом 67% опрошенных сомневаются в стабильности этой валюты, а 57% опасаются начала инфляции. Между тем девальвация евро, которая приводилась в течение этого года в первую очередь на фоне муссирования долговых проблем приносит пользу экспортноориентированнной немецкой экономике. Недовольство скорее кроется в том, что восстановление доходов сопровождается необходимостью расходовать на поддержку проблемных стран еврозоны.
ЕЦБ с начала кризиса он потратил на проблемные гособлигации почти 75 млрд евро, а недавно эмитент евро обратился к государствам еврозоны с просьбой о повышении уставного капитала.
Однако взять и просто отказаться от евро немцы не могут. Это означает сокращение собственно европейских рынков, а в условиях обострившейся борьбы за падающий спрос это приведет к значительному падению доходов немецких компаний. Поэтому говорить о неминуемом распаде зоны евро как минимум преждевременно.
Остроты добавляет постепенное продвижение юаня как возможной резервной валюты мира. Китай расширяет использование юаня в торговых расчетах. Постепенно практика может быть распространена на все торгующие с Китаем страны, а впоследствии стать вполне интересным инструментом для вложений.
Напомним, что именно Китай является основным торговым партнером ЕС и вполне последовательно поддерживает именно проблемные европейские страны скупкой облигаций, получая определенные преференции в этих странах.
Может случиться и так, что евро в будущем станет сугубо региональной валютой и даже не в своих сегодняшних границах. Наиболее работоспособное ядро еврозоны в виде крупнейших западноевропейских государств сохранит общее валютное пространство. Но в таком случае о мировом статусе евро можно будет забыть. Пока ЕС утопает в дискуссиях и планах, концептуально отпустив судьбу евро на самотек.