Туристические операторы России выразили несогласие с позицией главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, который настаивает на выплате компенсаций гражданам РФ, отказывающимся ехать в Египет из-за риска нападений акул. Они не намерены признавать акул форс-мажором и считают, что требование возврата денег приведет к еще большим потерям и проблемам.
В заявлении Ассоциации туроператоров России (АТОР) говорится, что организация «выражает полное понимание позиции главного санитарного врача, Геннадия Петровича Онищенко, который, выполняя свой профессиональный долг, встает на защиту жизни и здоровья российских туристов. Тем более, что ситуация на курорте Шарм-эль-Шейх действительно драматичная. Однако мы не можем согласиться с тем, что вся финансовая ответственность за происходящее возлагается исключительно на туроператорское сообщество».
Эксперты АТОР считают, что требование возврата денег «можно было бы считать абсолютно понятным и логичным, но его выполнение может привести к еще большим потерям и проблемам», ведь в схеме организации туристической поездки за рубеж задействованы не только компании, являющиеся представителями малого и среднего бизнеса, но и авиакомпании, хотельеры и «другие поставщики услуг», которые не хотят возвращать 100% предоплаты за бронь, отмечает Росбалт.
Ранее Геннадий Онищенко заявил, что согласно закона об основах туристической деятельности турист имеет право расторгнуть договор до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, свидетельствующих об угрозе их безопасности. Последние сообщения об акулах отпугнули часть туристов, уже купивших путевки, и возникшую юридическую проблему необходимо решать уже в ближайшее время. Аналитики подчеркивают, что российские потребители имеют полное право обратиться за компенсацией в суд, потому что туристические компании не всегда охотно идут навстречу требованиям клиентов.
Юристы ссылаются на статью 14 федерального закона «Об организации туристской деятельности». Согласно ей, в случае угрозы безопасности жизни и здоровья гражданин имеет право в судебном порядке расторгнуть договор о реализации туристического продукта. По мнению экспертов, «согласно договорам о реализации туристского продукта обычно у клиента компании есть право отказаться от исполнения договора, но возврат денег будет весьма ограничен, 100% от уплаченной суммы вряд ли кто-то захочет возвращать, потому как оператор уже понес свои расходы, а договор не предусматривает иного варианта», пишет ВЗГЛЯД.
В последнее время эти проблемы уже не кажутся надуманными - не так давно трое российских туристов пострадали от нападения акулы во время купания в Красном море на египетском курорте Шарм-эш-Шейх. 4 декабря после атаки акулы прямо на пляже скончалась туристка из Германии. На будущей неделе состоится экстренная встреча российско-египетской комиссии по туризму, на которой будут обсуждаться меры безопасности россиян на отдыхе в этой стране.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко направил письмо территориальным органам ведомства с требованием обращаться в суд для защиты интересов прав потребителей, а также с заявлением «о ликвидации продавца туристического продукта за неоднократные и грубые нарушения». Что будет отнесено к последним, пока неясно, но в свете акульих проблем Египта, не исключено, что в ближайшее время суды получат массу исков от россиян, не желающих превращать новогодний отдых в экстремальные заплывы с риском лишиться конечностей. В этой африканской стране акулы и не на такое способны.