Финансовый кризис спутал все планы американских семей, задумывавшихся об улучшении жилищных условий. Просторные особняки и пентхаусы уже устали ждать своих покупателей, но рынок недвижимости не замер: по крайней мере, один из его сегментов процветает всем на зависть.
Самым популярным жильем, судя по выбору покупателей, сейчас являются дома, которые могут уместиться в обычной гостиной — да еще и место останется. Чаще всего их ставят на заднем дворе и используют как домашний офис, студию или дополнительное спальное место для гостей. А самые отважные домовладельцы выбирают эти "коробочки" в качестве основного жилья.
Один из основателей Общества любителей маленьких домиков, 46-летний Джей Шафер, говорит, что идея строительства такого жилья — самая что ни на есть американская: "Смысл очень прост: чем меньше жилье — тем дешевле оно обходится в обслуживании. Кроме того, ограниченное пространство заставляет человека всерьез задуматься о том, что ему действительно нужно — все предметы в домиках очень функциональны, поскольку на интерьерные излишества попросту не хватит места".
Сам Шафер построил свой домик площадью всего в 8,3 квадратных метра, еще десять лет назад. Более того — для него домик стал не только предметом гордости перед соседями, но и самым настоящим жильем. В своей каморке Шафер прожил девять лет, вплоть до рождения его сына в 2009 году.
Несмотря на то, что площадь всего домика сопоставима с площадью среднестатистической российской кухни, там поместилось абсолютно все, что нужно для жизни: кухня с газовой плитой и раковиной, ванная с душем, крыльцо, где могут с комфортом разместиться два человека, гостиная, где Джей работает и отдыхает, и даже спальня. Правда, спать хозяину домика приходится на втором этаже, все пространство которого занято, собственно, самой постелью. Кровати там нет — при высоте потолка, а, точнее, крыши, в 80 сантиметров, она становится помехой. До спальни Шафер добирается по обычной лестнице через люк в потолке гостиной.
Семья Шафера живет рядом в обычном доме. Его площадь тоже невелика, однако по сравнению с восьмиметровой клетушкой он кажется настоящими хоромами — целых 46 квадратных метров.
А теперь попробуйте угадать, чем занимается Джей. Логично предположить, что человек, живущий в довольно стесненных условиях, является проповедником какой-нибудь "зеленой" идеи. И действительно, Tumbleweed Tiny House Company, где работает Шафер, производит миниатюрные дома в минималистском стиле. Ни один квадратный сантиметр не пропадает зря: Джей лично контролирует весь процесс производства. Дома, по размеру меньшие, чем шкафы некоторых граждан, продаются по цене от 40 до 50 тыс. долларов. Если же строить их самостоятельно, они обойдутся вдвое дешевле.
Бизнес Джея переживает небывалый подъем — спасибо жилищному кризису. Если клиенты, которые обращаются в его компанию, не хотят покупать готовый дом, они могут купить чертеж и построить жилище своими руками. Десять лет назад, когда бизнес только начался, Шафер продавал, дай бог, по десять чертежей в год, сейчас — уже по 50. Стоят они от 400 долларов до тысячи.
"Причин, по которым люди пересматривают свои взгляды на жилье, много, но общая тенденция все же просматривается: они начали более бережно относиться к ресурсам и не хотят платить за огромные площади, которыми все равно не пользуются в полной мере", — объясняет Джей. Еще одно неоспоримое достоинство мини-домов — это колеса. Надоело жить посреди поля — схватил домик и перевез его, допустим, в лес.
Индустриальной Меккой для производителей мини-домов стал север Калифорнии — именно там распложена большая часть "коробочных" фабрик. Шестидесятитрехлетний Стивен Маршал открыл для себя все прелести этого бизнеса три года назад. Сейчас его компания продает по домику в месяц, и заказов становится все больше.
"Развитие моего дела зависит от осведомленности людей — многие из них даже и не подозревают, что можно приобрести жилье, обойдясь малой кровью", — рассказывает Маршал. Часто такие дома покупают родители своим детям-старшеклассникам. "Коробочка" ставится на заднем дворе и подводится к общим коммуникациям. Так молодежь приобретает какой-никакой опыт самостоятельного проживания, да и мамам с папами спокойнее от того, что их чадо находится под родительским крылом.
Компаньон Шафера, 46-летний Грегори Джонсон, отмечает, что число компаний, предлагающих американцам "коробочки", растет, как на дрожжах. Он сам, как и Джей, прожил шесть лет в домике, который выстроил сам. После свадьбы жилье пришлось сменить, правда, "шило" и "мыло" оказались почти равнозначными: сейчас Грегори живет с женой в однокомнатной квартире.
"Вы освобождаете пространство от вещей, которые вам не нужны, — объясняет свое решение Джонсон. — Это помогает вам определить приоритеты в мире материальных вещей".