Мультиформатные торговые комплексы городов-миллионников оттягивают на себя все большее количество покупателей и способны сделать нерентабельными торговые центры старого формата. Мысли о реконцепции все чаще посещают владельцев торговой недвижимости, которые запустились несколько лет назад и не сумели предвосхитить новые тенденции на рынке.
Открывающиеся мегамоллы уже к своему открытию заполнены арендаторами на 70-90%. И это несмотря на то, что в московских торговых центрах этого типа арендные ставки относятся к числу самых высоких в Европе - от $1 до $3-$3,5 тыс. за квадратный метр в год. Мультиформатные комплексы объединяют в себе магазины, кафе, рестораны, зоны развлечений и потребитель настроен на столь же комплексные траты. Спрос на мегацентры со стороны арендаторов подстегивает наметившаяся тенденция укрупнения арендуемых площадей.
«Происходит перераспределение покупательских потоков между торговыми центрами. Наблюдается отток посетителей из торговых центров со слабой функциональной концепцией, владельцы которых ориентированы на извлечение быстрых денег с минимальными затратами и не проявили необходимой гибкости в вопросах арендной политики», - говорит журналу «Эксперт» заместитель генерального директора по маркетингу и рекламе компании «Регионы-Девелопмент» Игорь Кашлаков.
Появление мегацентров существенно усиливает конкуренцию на стагнирующем рынке. «В этом году во многих торговых центрах старых форматов мы фиксируем отрицательную динамику посещаемости и продаж, тогда как в крупных торговых центрах продажи если и не растут, то и не падают. Мы больше не открываем магазинов в торговых центрах старого формата», - рассказывает директор розничной сети компании Ralf Ringer Игорь Камельков.
Естественно, что девелоперы и собственники реагируют на изменение конъюктуры и ищут антикризисные стратегии. Ситуация усугубляется еще и тем, что рынок торговой недвижимости в крупных городах близок к своему насыщению. Российским городам-миллионникам торговые центры уже не нужны. Потенциал сохраняется только в Перми, Омске и Волгограде, где рынок еще не насыщен до конца. Однако к 2014 году и этот резерв будет исчерпан, полагают эксперты консалтинговой компании Knight Frank на основе анализа планов девелоперов, а также доходов и расходов населения.
Хуже всего приходится тем «старичкам», которые оказались в зоне непосредственного покрытия новых мультиформатных комплексов. Они вынуждены менять концепцию. "Основной фактор, который толкает девелоперов на реконцепцию - это отсутствие спроса со стороны арендаторов. Второй критерий - это несоответствие якорей проекта тому месту, где они находятся", - поясняет директор отдела торговой недвижимости Knight Frank Юлия Дальнова.
Как сообщает «Эксперт», одним из вариантов переформатирования в условиях близости мегаконкурентов является аутлет - вид торгового центра, который специализируется на продаже брендов одежды со значительными скидками.
Существуют два вида Outlet Center: factory outlet - продажу нереализованной товарной продукции на фабриках и заводах производителей, outlet-mall - распродажа товаров с бутиков и брендовых магазинов. Здания, в которых размещаются Outlet Center, минимизируют затраты на обслуживание помещения, что благотворно сказывается на ценах товаров. Они довольно широко распространены в Западной Европе и США, а вот в России их нет. Они могут появиться, на московском рынке обсуждается сразу несколько таких проектов, но не факт что при московской стоимости земли и аренды такой формат вообще жизнеспособен.
Как полагают аналитики, относительно спокойно себя могут чувствовать торговые центры с удачным местоположением. Высокий уровень доступности и отсутствие в непосредственной близости конкурентного мегацентра обеспечивают таким проектам достаточные прибыли даже в условиях сохранения морально устаревшего формата и фиксированной арендной платы.