Аналитики компании Penny Lane Realty отметили прямое влияние на рынок стрит-ритейла новой политики московских властей по очистке улиц от киосков, палаток и прочих легко возводимых торговых конструкций, уродующих внешний облик города и затрудняющих пешеходный и автомобильный трафик. По итогам первой половины ноября заметно увеличилось количество заявок на аренду помещений стрит-ритейла, расположенных в спальных районах столицы, а арендные ставки в этих же районах выросли в среднем на 5%.
Так, в настоящее время стоимость аренды помещений для торговцев мелкорозничными товарами и фаст-фудом на второстепенных улицах варьируется от $500 до $700 за квадратный метр в год. Для остальных форматов розницы ставки составляют в среднем от $300 до $800 за квадратный метр в год. Аренда объектов, расположенных на основных торговых коридорах столицы, осталась прежней - от $1500 до $4000 за квадратный метр в год.
Очевидно, что данный всплеск связан с последними событиями вокруг сноса киосков в центре города и у станций метро по распоряжению нового мэра столицы, с целью наведения порядка в уличной торговле. Принимаемые меры уже приобрели лавинообразный характер, получив в прессе название «антипалаточной кампании». Демонтаж в перспективе также ожидает киоски и павильоны, расположенные в подземных переходах. Стоит отметить, что 4 года назад московское правительство уже анонсировало намерения очистить московские улицы от легко возводимых торговых палаток в рамках программы развития потребительского рынка и услуг. Но как видно, успехом данные планы не увенчались.
«Собственники малого розничного бизнеса не уйдут в никуда - рынок пустоты не терпит, - комментирует руководитель департамента торговой и региональной недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. - Возможно, для некоторых бывших владельцев палаток арендовать сейчас недорогие помещения в спальных районах - единственно верный выход из сложившейся ситуации. А так как усиливается спрос, рост ставок неизбежен».
Не исключено, что до конца года уровень ставок вырастет еще на несколько пунктов. И по итогам года стрит-ритейл покажет самые внушительные результаты, по сравнению с другими сегментами коммерческой недвижимости, вернувшись к докризисному уровню по основным показателям.
Напомним, ликвидация ларьков и киосков с московских улиц началась 3 ноября текущего года, после того как мэр Москвы Сергей Собянин раскритиковал прежнюю администрацию за обилие торговых палаток в столице, в том числе в историческом центре. В результате только в Центральном административном округе российской столицы ликвидировали более 400 ларьков и палаток.
Позднее российские СМИ сообщали, что вслед за киосками рядом с метро московские власти решили запретить торговлю в подземных переходах.
Вчера стало известно, что Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) направило в Генпрокуратуру письмо с просьбой разобраться в массовом сносе палаток, которое, по данным организации, происходит по устному указанию, так как никаких официальных документов правительство Москвы не выпускало.
В ОЗПП пояснили, что решение о сносе было принято «слишком стремительно, без учета мнения горожан, без консультаций с жителями и без широкого общественного обсуждения». С началом кампании по ликвидации палаток и ларьков в ОЗПП поступило более сотни жалоб от москвичей.
Под снос попали павильоны мелкорозничной торговли и сетей быстрого питания, туалетные кабинки, газетные ларьки, палатки индивидуальных предпринимателей, оказывающие услуги мелкого ремонта бытовой техники, одежды и обуви, изготовления ключей. В большинстве случаев никакой альтернативы снесенному бизнесу его владельцам не предлагается.
В своем обращении ОЗПП просит прокуратуру в случае установления фактов нарушения закона привлечь виновных чиновников к уголовной ответственности по статье 286 УК (Превышение должностных полномочий), статье 330 УК (Самоуправство) и статье 167 УК (Умышленное уничтожение или повреждение имущества).