Президентом РФ был подписан федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" и указ о внесении в него поправок. В закон введено новое понятие - "платные участки автомобильных дорог". Таким образом, создана возможность взимать плату не только с новых дорог, но и объявлять платными участки различных дорог.
Сообщается, что для легковых автомобилей, плата будет ориентировочно составлять от 1 до 6,5 рублей за километр и ежегодно индексироваться с учетом инфляции. Возможную протяженность таких участков и способ взимания платы с автолюбителей пока не опубликован.
За платные участки дороги «Автодор» («Российские автомобильные дороги») планирует взимать с легковой машины 1 руб за 1 км с последующим индексированием инфляции. О похожих цифрах говорил и глава минтранса Игорь Левитин. По его словам плата за проезд будет варьироваться от 1 до 5 руб. за 1 км в зависимости от сложности дорожного участка и типа транспортного средства.
Но какими цены могут быть демонстрирует самая дорогая в Европе платная трасса с такими русскими названиями «Остров - Вышгородок». За 1 км дороги взимается 0,47 евро для трейлеров и 0,13 для легковушек.
Что касается грузового транспорта, то Министерство транспорта России планирует ввести с 2012 года сбор за проезд по федеральным дорогам автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн.
Решение об использовании участков автомобильной дороги на платной основе может быть принято только в отношении автодорог, проектная документация которых утверждена после 14 ноября 2007 года, то есть после вступления в силу закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Поэтому, как полагают «Известия», говорить о том, что в ближайшее время в России появится много платных дорог, не приходится. Все проекты можно пересчитать по пальцам. Например, строится участок длиной 44 км в обход города Ногинска. Дорога должна разгрузить трассу М-7 «Волга» около подмосковной Балашихи. С легковушки за проезд по всей дороге она составит 44 рубля, с грузовика грузоподъемностью до восьми тонн - 88 рублей, тяжелее - 196 рублей. Появится эта дорога только в 2016 году.
А сколько платных участков может появиться не на строящихся, а на уже действующих трассах, которые будут «отремонтированы-реконструированы». Еще в марте 2009 года вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что большинство федеральных автодорог в России станут платными. Первой в списке на монетизацию значится федеральная трасса М-4 «Дон», о чем в сентябре напомнил глава Минтранса Игорь Левитин. Ее полная реконструкция должна завершиться до 2015 года. Сейчас плату в размере рубля за километр берут только за объезд села Хлевного в Липецкой области. Потом платными станут примерно 40% трассы - 662 км, то есть это минимум 662 рубля в одну сторону.
Теперь понятно, зачем в РФ были облегчены условия для полетов малой авиации, только она окажется по карману далеко не всем. Может радостно потирать руки РЖД, автоперевозчикам станет хуже, связи между регионами начнут разрушаться.
«Один из возможных результатов подписанного закона - сокращение грузоперевозок страны, экономическое разобщение регионов, нарушение внутригосударственных транспортных связей, конец транзита и легкая эйфория железнодорожной монополии. Пока возить грузы было опасно и накладно, теперь станет невыгодно. От взятки инспектору иногда удавалось открутиться, а от оплаты родному государству уже не отвертишься. А закладывать в стоимость продукта и взятку, и оплату дороги - означает сделать цену товара неподъемной»,- отмечает в комментарии на Вести.ру Сергей Асланян.
Теоретически в России в ближайшие годы могут стать платными 1380 км федеральных дорог. В ноябре 2009 года госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») заявила о работах по строительству и реконструкции до 2016 года 235,1 км автодороги М1 «Беларусь», 122 км - М3 «Украина», 671,9 км - М4 «Дон», 251 км - М10 Москва - Санкт-Петербург, 53,9 км ЦКАД Московской области, 54 км магистрали Казань - Оренбург - граница Казахстана. К 2016 году госкомпания надеется собрать с автомобилистов 62,8 млрд рублей «платы за проезд».
«По логике местных властей, центр им всегда не доплачивает, забирая налоги и не возвращая необходимого. Поэтому нехватку финансов местные станут добывать с остервенением...Раздача на кормление наших с вами дорог местным властям со временем приведет страну к транспортному параличу, а в особо изощренных случаях и социальной напряженности, поскольку позволено платными делать даже дороги внутри населенного пункта», - считает Асланян.