На первый взгляд может показаться, что в Европе всерьез обеспокоены экологией. Иначе как объяснить, что компания Airbus с октября 2009 года провела уже несколько испытаний нового топлива, состоящего на 50% из обычного авиакеросина и на 50% из керосина, получаемого по технологии gas-to-liquids (GTL). Технология GTL - это новая технология получения экологически чистого синтетического топлива, не содержащего серы, в связи с чем этот вид топлива уже окрестили «новым биотопливом».
Однако, как рассказала в интервью Bigness.ru аналитик Анастасия Соснова, аналитик «Инвесткафе», под видом «заботы об экологии окружающей среды» в основе распространения новых видов технологий лежат сугубо экономические расчеты.
«Дело в том, что синтетическое топливо GTL не только считается экологически чистым, но и имеет сравнительно низкую себестоимость производственного цикла по сравнению с керосином - сегодняшние технологии позволяют уже сделать рентабельными продажи GTL-топлива уже при цене около $20 за баррель. Но самое главное - использование этого вида топлива не требует замены двигателя самолета», - пояснила спецаилист.
Компания Airbus - не первая, удостоившаяся чести тестировать «биотопливо» в полетах, до этого ее прямой конкурент Boeing тестировал применение топлива, состоящего из 50% авиакеросина и 50% биотоплива. Но и здесь главная причина вовсе не озабоченность экологией.
«Использование лишь тонны биотоплива предотвращает выброс в атмосферу 2,5 тонн углекислого газа, тогда как при сжигании тонны керосина в воздух выбрасывается 0,8 тонны CO2», - говорит специалист. Таким образом, несложно посчитать, что для нейтрализации выбросов углекислого газа в атмосферу достаточно использования биотоплива в керосине в приблизительной пропорции 80:20. Следовательно, в основе тестирования таких полетов - опять же экономические причины.
Вспомним, что в свое время распространение и мода на биотопливо возникли из-за высоких цен на нефть. Авиакомпании всего мира вынуждены были нести огромные затраты на топливо, в связи с чем повышалась стоимость авиаперелетов, что ставило под угрозу само существование авиакомпаний. Тогда же широкий ход был дан новым топливным технологиям, которые создавали альтернативные нефти источники энергии. Так пришла популярность к биоэтанолу - биотопливу так называемого «первого поколения», сырьем для производства которого были в то время недорогие «биоматериалы», наиболее распространенные из них - кукуруза, сахарный тростник, рапс и прочие.
Впрочем, как рассказала эксперт «Инвесткафе», сначала на биотопливо «подсадили» автомобилистов. Так, например, в Бразилии - стране дешевого сахарного тростника - на заправках уже давно разбавляют бензин биотопливом в соотношении 80:20, в США, Европе, и Японии в ходу заправки, где бензин разбавляют биоэтанолом в пропорции 95:5. Однако самая главная проблема широкого использования биоэтанола заключается в том, что его применение требует особой модификации автомобильных двигателей. Собственно, и в ходе тестирования биотоплива компанией Boeing на самолеты устанавливались двигатели различных производителей. Таким образом, синтетическое топливо GTL обладает большим сравнительным преимуществом перед обычным «биотопливом первого поколения», так как не требует замены двигателя - весьма дорогого удовольствия.
Пионером в создании технологий GTL по праву считается компания Shell, у которой пока в наличии имеется лишь 1 завод по производству GTL-топлива в Малайзии. Однако уже сейчас компания наряду с катарским партнером Qatar Petroleum строит гигантский завод по производству синтетического топлива GTL. На этом заводе компания планирует выпускать около 1 млн тонн GTL-керосина уже к 2012 году.
Кроме того, по словам Анастасии Сосновой, на рынке GTL присутствуют и другие игроки, такие как Sasol (ЮАР), Exxon Mobil, ConocoPhillips, ВР, которые строят GTL-заводы по всему миру.
«По окончании строительства последние суммарно смогут производить около 17 млн тонн GTL-топлива. А, следовательно, прогнозы относительно того, что скоро к 2030 году 30% полетов всех авиакомпаний смогут осуществляться именно на биотопливе, имеют под собой теоретическое обоснование», - подытожила специалист.