Инфляция может стать основным врагом населения в будущем году. Стремление ряда стран повысить объем экспорта за счет искусственного занижения курсовой стоимости денег вызовет колебания рубля относительно других валют, его последующую девальвацию и удорожание значительной части продуктов - в первую очередь, той, которая закупается за рубежом.
Активность отдельных государств на ниве активного снижения курсов собственных валют и стимулирования своих производителей в последний месяц стала особенно заметной. Естественно, что в лидерах процесса оказались должники, которым девальвация позволяет искусственно сократить объемы долга и экспортеры.
Стоит вспомнить обвальное падение британского фунта в 2008 году, с которого можно начинать отсчет. Затем проблемой «количественного смягчения» занялись США, а Европа использовала греческий кризис для информационного давления на евро, который пошел вниз в 2010.
Снижение курсовой стоимости валют которых делает произведенную в этих странах продукцию дешевле, а стало быть, конкурентоспособнее. Активность отдельных государств на ниве активного снижения курсов собственных валют и стимулирования своих производителей в последний месяц стала особенно заметной.
«Старый» азиатский экспортер высокотехнологичной продукции, Япония, в сентябре потратила в общей сложности 2,123 трлн иен (около $25 млрд.) в рамках валютной интервенции за сентябрь, чтобы не допустить роста курса. С начала этого года стоимость японской валюты относительно доллара США увеличилась на 12%. Токио объявил о введении антидефляционных мер, понизил базовую процентную ставку до нуля и принял программу покупки активов.
Южная Корея ужесточила контроль над притоком капитала и провела интервенции для сдерживания роста валюты. К аналогичными вливаниям прибегли и латиноамериканские страны - Бразилия, Малайзия, Перу и Колумбия.
Как расшатывание курсов валют скажется на России?
«Сначала рубль значительно укрепится. Это приведет к тому, что импортные товары станут дешевле по сравнению с отечественными аналогами. В такой ситуации основной потребительский спрос сосредоточится именно в этой группе товаров. В настоящий момент доля импорта на российском продовольственном рынке и так велика, и в среднем составляет 30-35%, но, например, по итогам второго квартала она составила 39,8%. В случае смещения ориентира потребителей в сторону импортных товаров объем импорта может превысить 50%», - рассказывает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.
Банк России, на минувшей неделе расширивший коридор в обе стороны вернет рубль в более-менее равновесное с его точки зрения положение и девальварует его.
В тех секторах, где зависимость от импорта высока, ситуация существенно ухудшится. «Производители и ритейлеры начнут повышать цены - прежде всего на товары импортного производства и с использованием импортного сырья, а затем и на товары российского производства. Это подстегнет инфляцию и может вызвать ажиотаж, сравнимый с ситуацией вокруг гречки летом 2010 года. При вмешательстве государства в процессы ценообразования ситуация может только усугубиться - образуется дефицит и цены на такие товары снова пойдут вверх», - прогнозирует Сафонов.
В таком случае, полагает аналитик, прогноз МЭР по инфляции на 2011 год в размере 6-7% вряд ли может быть достигнут, и нас ждет инфляция по итогам года около 8%. С учетом высокой доли расходов на продукты в семейном бюджете (33,7% в 2009 году) «валютные войны» ощутимо ударят по российским семьям, в первую очередь - из-за роста цен.