Новые правила промсборки автомобилей, предложенные Минпромторгом, призваны смягчить эффект от вступления России в Всемирную торговую организацию. Отечественный автопром не «умрет от шока мгновенно». Однако эксперты предупреждают - стать конкурентоспособными до вступления в ВТО российские автогиганты не смогут, а после будет поздно.
Промсборкой занимаются не только пришедшие с запада производители: GM, Toyota, Nissan, Hyundai (запускается в сентябре) в Петербурге, Ford в Ленинградской области, Volkswagen и Peugeot-Citroen в Калуге. Эту технологию также используют отечественные производители, собирающие иностранные модели, такие как ГАЗ (Volga Siber на платформе Chrysler), «Соллерс» (модели SsangYong и Fiat). Промсборкой займется и АвтоВАЗ, который готовится с 2012 года запустить линию Renault.
Предполагается два типа новых инвестсоглашений. Для проектов "с ноля" введут восьмилетние льготы на импорт автокомпонентов. В свою очередь от инвесторов требуется создать за четыре года мощности по выпуску 300 тыс. машин, 200 тыс. двигателей и/или КПП и штамповке кузова, а также российский центр разработки автомобилей. За шесть лет необходимо выйти на уровень локализации в 60%. Она рассчитывается как разница между совокупной таможенной стоимости импортных компонентов и отпускной цены собранного из них автомобиля.
«Иностранные автопроизводители давно были против новых условий по промсборке, что логично - кто же хочет нести дополнительные затраты, причем весьма существенные? Компании, которые выигрывают от таких мер - отечественные АвтоВАЗ и Соллерс. Даже Группа «ГАЗ» в лице президента Бо Андерссона выступила против. Фольксваген считает, что новые регламенты имели бы смысл для компании, если бы в стране продавалось 3 млн. автомобилей в год (прогноз Минпромторга на 2010 год - 1,7 млн. Прогноз BCG в 2011-2015 рост продаж составит более 11% в год). Многие автопроизводители, которые уже работают на рынке, могут свернуть производство, если посчитают, что заключение соглашений на новых условиях невыгодно для них», - отмечает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада.
Минэкономразвития предложило более мягкий вариант, который является проектом к приложению инициативы о перезаключении инвестсоглашения Минпромторгом. МЭРТ предлагает продлить действующие соглашения по промсборке автомобилей на разные сроки в зависимости от принятых производителем обязательств. Годовое продление льготного ввоза автокомпонентов предусматривает обязательства организовать в России штамповку кузовных деталей (не менее 20 позиций, включая крупные).
Для продления льготного режима на два года компаниям предлагается выпускать в России автомобили под российским брендом на собственной платформе (либо приобретенной по лицензии), с разработкой оригинальных частей. В случае если будет принято обязательство устанавливать на 30% машин двигатели или коробки передач российского производства, Минэкономразвития не планирует продлить соглашение на 4 года, в случае установки обоих агрегатов - на 6 лет. Для производства компонентов в России возможна кооперация между компаниями.
«Новые правила рассчитаны на то, что если Россия вступит в ВТО, отечественный автопром (в том виде, в каком он есть сейчас) не «умрет от шока мгновенно». Произойдет это потому, что на рынок России хлынут недорогие новые иномарки и огромное количество подержанных машин», - утверждает Максим Лобада.
Новые правила призваны подменить понятия «российский автопром» на «партнерство с иностранными компаниями» по факту, полагает аналитик. «Наши мощности доукомплектуют / модернизируют и будут на них выпускать автомобили на базе иномарок. Тенденция есть: АвтоВАЗ-Renault, КамАЗ-Daimler, Sollers-Fiat», - констатирует Лобада.