Скандалы вокруг госзакупок министерств, ведомств и муниципальных учреждений стали перманентным явлением. На сайте МЭР РФ появились проекты приказов по государственным и муниципальным закупкам. Кроме целого набора товаров, необходимость которых вряд ли можно поставить под вопрос, в списке значатся меха, драгоценности, услуги по организации отдыха.
Первый документ «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», второй - проект приказа Минэкономразвития России «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» c переченем товаров для закупки государственными заказчиками.
Вместе с различными категорий продуктов питания, топлива, услуг, канцтоваров, медикаментов, стройматериалов, оружия и т.п. значатся меха, бижутерия и ювелирные изделия. Интересны также «Услуги по организации отдыха», покупка услуг туристических агентств.
Некоторое удивление вызывает позиция «Алкогольные напитки и табачные изделия» и, особенно, «Ядерные материалы».
Закупки предметов роскоши чиновниками не раз оказывались в центре скандалов. По такой номенклатуре госзаказчики получат основание покупать предметы роскоши, по утвержденному правительством списку.
Также, согласно результатам судебных слушаний по ряду коррупционных дел некоторых транснациональных корпораций, ряд контрактов с госструктурами сопровождался крупными взятками.
Федеральная антимонопольная служба намерена поправить закон о госзакупках. Как рассказал «РБГ» Михаил Евраев, начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС, ведомство планирует ввести обязательное финансовое обеспечение заказа с ценой контракта выше 10 млн рублей. Сейчас это необходимо делать при цене контракта свыше 50 млн рублей.
Помимо этого служба готовит поправки в законодательство, связанные с формированием начальной цены контракта. «Заказчик должен будет обосновать начальную цену контракта, объяснить, почему он считает, что работа или услуга стоит именно столько», - отметил Евраев».
По мнению экспертов издания, данный шаг отрицательно повлияет на возможности малого и среднего бизнеса и в целом содействует уходу негосударственных структур с рынка государственных закупок. В то же время, в соответствии с законом от бюджетных учреждений обеспечения контракта вообще не требуется
«Введение обязательного финансового обеспечения государственного заказа с ценой контракта выше 10 млн руб. в контексте уже принятых в июле 2010 г. изменений законодательства, безусловно, приведет к негативным последствиям для бизнеса и наверняка скажется на активности участников торгов», - отмечает в комментарии «РГ» член экспертного совета по поддержке малого и среднего предпринимательства Михаил Иванков.