Разговоры о кризисе в устах инвесторов на мировых биржах не утихают, даже, несмотря на то, что на дворе вторая половина 2010 года и с момента банкротства злополучного банка Lehman Brothers прошло уже более двух лет.
Статистика по промпроизводству, розничным продажам и безработице из США показывает, что сейчас мировая экономика демонстрирует стабилизацию после массированной накачки ее госденьгами во время кризиса. При этом сохраняется навес проблем, которые вызвали этот кризис - всевозможные кредиты и производные от них инструменты не исчезли и сохраняются на балансах крупнейших банков и ФРС.
Напомним, что в разгар кризиса фондовый индекс S&P-500 рухнул с максимума на 57,5%, отскок составил 68%, что 28% не дотягивает до максимума ноября 2007 года. Индекс S&P/Case-Shiller Home Price (индекс цен на жилье в США) упал с максимумов на 33,6%, восстановился с минимума на 7%, но также пока на 27% ниже предкризисных уровней. После рецессии ВВП США вернул только 2,9% из потерянных 4,1%, а капитал домашних хозяйств восстановился лишь на 4% из утраченных 21%.
Ни для кого не секрет, что в мире основная масса активов приобретается за счет кредитов. То есть каждый выданный кредит - становится чьим-то активом. Если актив падает в цене, кредитор чувствует себя очень неуютно. Сильное падение стоимости актива приводит к тому, что этот актив продается, чтобы погасить долг. Массовая продажа активов вызывает обвал цен на них. К чему все это приводит, мы знаем, вспоминая падение цен на все ключевые активы во второй половине 2008 года.
Путем денежной накачки и снижения ставок ФРС в начале 2009 года удалось предотвратить коллапс на рынке долга и стоимости активов. Однако, по мере того, как стимулирующие факторы начинали постепенно сходить на нет, ФРС все чаще выражает беспокойство перспективой сползания американской экономики в дефляционный штопор. Но, откуда такая большая тревога? Все просто. Ставки по федеральным фондам сейчас находятся на нулевых отметках, и дальше их снижать просто некуда.
При этом, в сохранении высоких цен на активы прежде всего заинтересована сама Федеральная Резервная Система США, так как она является сейчас крупнейшим в мире держателем различных MBS, CDO и прочих «ценных» бумаг и активов. Чтобы расчистить балансы банков и ФРС от токсичных активов нужно, чтобы они выросли в цене и пользовались спросом. А спрос, как известно, возникает тогда, когда актив поднимается в стоимости.
Согласно отчетам американского ЦБ, общий американский долг, даже не считая финансовый сектор сейчас в два раза выше, чем 10 лет назад: $35 трлн. по сравнению с $18 трлн. Домашние хозяйства США в 2007 году увеличили свой долг до более чем 130% от чистого дохода по сравнению со 100% в 2000 году. Аналогичный показатель в Великобритании и Испании вырос до 160 и 130 %%, соответственно за тот же период. В настоящий момент уровень долга американских домохозяйств снизился всего на 5% по сравнению с докризисным пиком. Даже, несмотря на то, что домохозяйства в ряде стран начали сокращать долги, соотношение долга к доходу по-прежнему остается гораздо выше по сравнению с началом бума жилищного строительства. Это говорит о том, что прогресса здесь ждать не стоит.
С учетом того, что уровень безработицы в США держится выше 9% уже почти 1,5 года говорить об улучшении ситуации с доходами простых американцев также не приходится. Не имея средств на выплату долга по ипотечных кредитам, банки вынуждены отбирать дома и выставлять их на продажу. Потеря прав выкупа на жилье вносит свой вклад в растущее предложение на рынке. Спрос на дома почти отсутствует после прекращения в апреле правительственной программы налоговых кредитов для покупателей жилья. В августе этого года американские банки изъяли 95,4 тыс. объектов жилья у заемщиков, просрочивших выплаты по ипотечным кредитам - это на 9% выше по сравнению с июнем, и всего немного не дотягивает до майских рекордов. Согласно данным компании RealtyTrac, на август были назначены аукционы по продаже 147 тыс. объектов отчужденного жилья. Как сообщило ипотечное агентство Fannie Mae, в этом году продажи домов могут оказаться ниже на 7% уровня 2009 года. Главный экономист Moody's Analytics Марк Занди полагает, что в 2011 году в США около 2 млн домов могут быть изъяты у их владельцев банками. Страшно представить, что будет с держателями ипотечных активов, если цены на жилье упадут еще на 10-15%.
Общеизвестно, что потребительское доверие в Штатах сильно зависит от ситуации на фондовых биржах. Все дело в том, что около 50-60% работающих американцев своими доходами, так или иначе, завязаны на фондовый рынок. Для сравнения ниже приведены два графика: индекс потребительского доверия (Consumer Confidents) и индекс широкого спектра акций S&P-500. Новое падение биржевых индексов не только негативно скажется на доходах американцев (через паевые и пенсионные фонды), но и снизит их уверенность в завтрашнем дне, а значит, упадут и расходы на долгосрочные инвестиции (жилье).
Игроки с дешевыми деньгами (на ожиданиях новых шагов на смягчение монетарной политики) способны творить чудеса с ценами на активы. Даже если экономика будет стоять на месте, стоимость биржевых инструментов способна показывать рост.
Парадоксально, но спрос на облигации с рейтингом ниже инвестиционного уровня, или «мусорные», подогрел цены: они достигли предкризисного уровня июня 2007 года, когда любые компании с легкостью получали кредиты. Согласно данным Dealogic, с начала 2010 года и по середину сентября американские инвесторы купили «мусорные» облигации на сумму $168 млрд. За весь прошлый год сумма не превысила $164 млрд. При этом участники рынка надеются, что конец года может оказаться еще более активным. «Инвесторы не считают, что экономика будет активно расти, однако уверены, что рост на рынке будет», - говорит Мартин Фридсон, стратег из банка BNP Paribas.
Недавно президент США Барак Обама представил предложения в области налогового стимулирования, которые, в случае их одобрения в Конгрессе, фактически будут означать второй крупный раунд бюджетной поддержки экономики. Однако, учитывая, что до выборов в Конгресс (2 ноября) остается, не так много времени, указанные предложения, вряд ли преодолеют сопротивление республиканцев. Помимо модернизации транспортной инфраструктуры, введения 100%-ной налоговой льготы для инвестиций в основной капитал, налоговой поддержки инноваций, направленных на рост занятости, пакет предложений Белого Дома включают в себя сохранение режима пониженного налогообложения для американского среднего класса. На бумаге все выглядит гладко. Однако Конгресс всячески препятствует мерам новым стимулирования, предложенным Белым домом, поскольку это еще больше увеличит дефицит госбюджета.
Расхождения во взглядах на фискальную политику усложняют работу ФРС. FOMC не только пытается действовать в крайне неопределенных обстоятельствах при помощи старых инструментов. У нас все же создается ощущение, что крупнейшие американские банки имеют некоторые договоренности с партиями в части будущих стимулирующих мер, поэтому показательного демарша и обвала рынков с целью давления на общественное мнение и законодателей, вероятно, не будет.
Показательно, что ФРС может предпринять какие-то действия опять же не раньше 3 ноября - дата, на которую назначено следующее заседание по монетарной политике. Не думаю, что руководство ФедРезерва будет менять тональность своих комментариев буквально на следующий день после того, как пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Тем не менее, есть основания полагать, что до конца текущего года американский ЦБ все же объявит о дополнительных мерах денежного стимулирования экономики. В принципе, что мешает США еще больше увеличить структуру своего госдолга (для поддержки экономики). Ничего? Главное не делать это резко, смещая акцент в пользу более длительных заимствований.
По оценкам ФРС и ряда других экспертов, покупка ценных бумаг на сумму $1,7 трлн. помогла снизить стоимость кредитов примерно на 0,5%. Не слишком ли высокая цена за лекарство, которое однажды уже привело экономику к долговому коллапсу? ФРС продолжает закладывать в своих прогнозах снижение стоимости кредитования, которое по идее авторов должно опять простимулировать покупку и строительство жилья, увеличить производственные капиталовложения и, в конечном итоге, запустить процесс найма новых сотрудников. На наш взгляд этот механизм дал сбой в 2008 году и нуждается в серьезной починке.
Подводя итог, можно отметить, что политика дешевых денег на финансовых рынках США будет продолжена. ФРС может возобновить покупки ипотечного долга с целью непосредственной поддержки рынка недвижимости. Фондовый рынок, пропитанный как губка дешевыми долларами, перестал отражать реальную стоимость активов. Настроения на биржах задают графики и индикаторы, а не фундаментальные факторы. Несмотря на то, что фондовые индексы сохранят до конца года волатильность, на рынке пока нет повода к серьезному падению котировок, так как в этом меньше всего заинтересованы регуляторы и крупнейшие игроки. По крайней мере, до начала октября мы не ждем серьезного снижения на мировых фондовых биржах (если не будет форс-мажора, типа Греции или Дубая). Дальнейший рост капитализации рынков возможен, но процесс этот будет довольно неровным.