Известная индийская компания ONGC весьма неожиданно для российской стороны подала заявку на участие в конкурсе на крупные нефтяные месторождения Требса и Титова в далеком Ненецком автономном округе (НАО).
Собственно, неожиданной заявка была только для журналистов: в надежде на добрую волю российского правительства индусы давно уже подбирались к Арктике. Эту «утечку информации» организовал лично министр природных ресурсов Юрий Трутнев, пообщавшийся вчера с журналистами и разгласивший «дозволенное». Как гласит статистика, запасы двух месторождений, названных именами открывших их геологов геологов, Требса и Титова, в Ненецком автономном округе составляют около 200 млн тонн нефти по российской классификации АВС1. Между прочим, такая номинация возводит эту нефть к разряду стратегических. А вообще-то по российскому законодательству доступ к таким месторождениям углеводородов для иностранных компаний весьма ограничен.
Трутнев не оговорился, давая интервью российской прессе (его слова сегодня уже активно цитируются во множестве изданий): «Это месторождения федерального значения... Правительственная комиссия может принять решение об участии индийской ONGC».
Стоит отметить, что заявки на участие в грядущем декабрьском нефтяном тендере подали и российские компании -- «Лукойл», ТНК-BP, нефтяная «дочка» «Газпрома» «Газпром нефть» и сырьевое подразделение АФК «Системы» «Башнефть». Помимо них за месторождения борется еще и четвертая по уровню добычи нефти компания в России «Сургутнефтегаз».
Если решение российского правительства о допуске индусов к добыче стратегической нефти, это вряд ли кого удивит. Не стоит забывать, что нынче у России с Индией складываются отношения очень крутого стратегического партнерства, в первую очередь военного. Так, на крупнейшей в Европе военной верфи «Севмаш» в Северодвинске (Архангельская область) проходит ремонт и модернизацию бывший советский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который уже переименованный на индийский манер - «Викрамадитья».
Крейсер советской постройки переделывают под мировую классификацию мини-авианосцев, полетная палуба строится под российские МИГи. Если изначально (в 2004 году) цена контракта на модернизацию корабля составляла около миллиарда долларов, то теперь по разным причинам она возросла до 2,3 млрд. Кроме того, в том же Северодвинске, на другой верфи, «Звездочка», будет ремонтироваться уже пятая субмарина советской постройки проекта «Варшавянка» - она носит имя «Синдуракшак». Ремонт, как водится в военном судоремонте, недешев.
Трудно исключить, что российская сторона, которая явно ошиблась с оценкой стоимости модернизации «Викрамадитьи», теперь делает попытки устроить некую «нефтяную» льготу для индусов, которые пусть и с немалыми оговорками, но все-таки согласились на более чем миллиардные преференции «Севмашу» для своего авианосца. В общем, есть вероятность, что индусов все-таки допустят к ненецкой нефти, как бы это не стояло поперек горла отечественным углеводородным монстрам.