Хотя кризис и испугал российских заемщиков, но ненадолго. Покупатели вновь потянулись в банки. И не случайно. Как рассказал Bigness.ru вице-президент, начальник управления потребительского кредитования группы «Ренессанс Кредит» Николай Тепляков (далее Н.Т.), целевые кредиты (кредиты на товары, в народе «потребительские») предоставляют большие возможности в приобретении товаров и услуг прямо сейчас, позволяют не копить месяцами в погоне за растущими ценами.
Bigness.ru: - Николай Юрьевич, в период кризиса люди боялись брать кредиты, да и сами банки неохотно их выдавали. Но, вероятно, тяжелые времена позади. Изменилась ли ситуация с целевыми кредитами? И повысилась ли у людей грамотность в этом вопросе?
Т.Н.: - Да, ситуация изменилась. Спрос со стороны потребителей растет, на рынке кредитования появляется все больше предложений. Стоит отметить, что кредиты, которые можно получить быстро и не «отходя от кассы», всегда пользовались успехом. Сегодняшний день не исключение. Если вам нужны товары длительного пользования, например, диван, окна, холодильник, которые стоят около 20 тыс., вы идете в магазин и быстро по одному паспорту оформляете на них кредит.
Тут практически никакого барьера у людей не возникает. Сначала покупатель выбирает товар. О том, брать или не брать кредит, он задумывается во вторую очередь. Кроме того, люди понимают, что оформить займ очень быстро и удобно, так как представители банков есть практически во всех магазинах.
Человек не смотрит здесь на какую-то рациональную финансовую составляющую, а ценит удобство и простоту. Ему важны не проценты, а лишь размер ежемесячного платежа, которые по статистике, целевым кредитам составляет от полутора до двух тысяч рублей. Среднестатистическому человеку, у которого нет накоплений, и который живет от зарплаты до зарплаты, отдать такую сумму будет психологически легко, и она не сильно отразится на его бюджете.
Bigness.ru: - А какие люди обычно берут такие кредиты?
Т.Н.: - Это категория людей, у которых зарплата примерно такая же, как и сумма кредита. Понимаете, если вам нужно купить стиральную машину за 15 тыс. а ваша зарплата 20 тыс., то, скорей всего, вы не купите ее за свои деньги при отсутствии накоплений, так как будет сложно отдать всю зарплату и потом месяц отказывать себе во всем. При этом идти в банк и тратить несколько дней на сбор документов для оформления займа на 20 тыс. руб. наличными нецелесообразно.
Bigness.ru: - А целевые кредиты на большие суммы люди берут?
Т.Н.: - Конечно, но их доля значительно меньше. Конечно, при оформлении кредита на бОльшие суммы люди уже начинают серьезнее относиться к выбору банка и программы - они думают о том, чтобы стоимость пользования заемными средствами была как можно ниже. Потому что, например, когда вы берете телефон за 8 тыс. руб., то стоимость кредита на него составляет, скажем, 100 руб. в месяц - это копейки. А если заемщик берет 100 тыс., то каждый процент становится более ощутимым.
Bigness.ru: - Значит, если деньги нужны на конкретный товар, то не стоит брать наличными, даже если по нему процент ниже, чем по целевому.
Т.Н.: - Если сумма товара от 5 до 50 тыс. руб. лучше не заниматься оформлением кредитов в банке, а прийти в магазин, торгующий интересующими его товарами, и оформить кредит на месте. Потому что, во-первых, это гораздо проще, во-вторых, по целевым кредитам в магазинах всегда есть какие-то спецпредложения и чаще всего они дешевле, чем кредиты наличными.
Bigness.ru: - Часто люди возмущаются, что им отказал банк в выдаче кредита, но не объяснил почему...
Т.Н.: - Причину отказа мы никогда не сообщаем. Но не потому, что мы не любим заемщиков, мы делаем это, чтобы кредитом не пользовались мошенники. Поясню. Если клиент всем будет говорить, что банк отказал ему в выдаче кредита, так как его доход, стаж и прописка не соответствуют установленным банком параметрам, то мошенники смогут просто «подогнать» эти данные и, обманывая банк, получать кредиты.
Bigness.ru: - И последний вопрос. На что надо обращать внимание, перед тем, как подписывать кредитный договор?
Т.Н.: - Клиентам нужно обязательно внимательно изучить все документы, прежде чем их подписывать. В договоре есть все цифры, которые нужны человеку для понимания: график платежей, проценты, штрафы за просрочку платежа, общая стоимость кредита и т.д. Если человек вообще не смотрит его, то это очень плохо. Хотя большинство банков и не старается что-то скрыть, некоторые кредитные организации все же продолжают печатать мелким шрифтом информацию о возможных комиссиях и другие неприятные для кошелька клиента пункты. Они заявляют, что у них кредиты под 19%, а в конечном счете выходят все 100%. Но это их способ продавать, а наш способ - сказать клиентам: «Вы платите 1-1,5 тыс. руб. в месяц, но зато сейчас вы можете отправиться домой с нужной вам стиральной машиной».