Бывшую в использовании одежду (секонд-хенд) могут запретить ввозить на Украину. Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства направил в секретариат Кабинета министров соответствующий законопроект. Его авторы поясняют необходимость запрета импорта ношенной одежды заботой об отечественной легкой промышленности.
Также правительство Украины планирует на пять лет отменить уплату предприятиями легкой промышленности налога на прибыль. Об этом вчера на заседании правительства заявил премьер-министр Николай Азаров. Данная инициатива положительно оценивается представителями отрасли и экспертами.
«Ежегодно в страну ввозится 2 кг секонд-хенда на человека. Если бы эта продукция производилась в Украине, мы получили бы рынок в 22 млрд в год и миллион рабочих мест. И это без учёта того, что секонд-хенд часто представляет угрозу для здоровья граждан», - цитирует главу комитета Михаила Бродского Коммерсант-Украина. По его словам эта инициатива уже одобрена Минпромполитики и Гостаможней.
На сегодняшний день почти 25 % жителей Украины хотя бы иногда покупают одежду и обувь секонд-хенд и каждый двадцатый является постоянным клиентом таких магазинов. 80 % клиентов ищут там недорогие повседневные вещи для дачи и природы, а также детскую одежду. В итоге, только за 2009 год количество магазинов секонд-хенд в городах Украины увеличилось почти вдвое. Противниками покупок в секонд-хендах являются около 60% населения. Большинство из них исходят из соображений гигиены и эстетики.
Как полагают аналитики, запрет секонд-хенда в первую очередь поможет не украинской легкой промышленности, а дешевому китайскому ширпортребу, который конкурирует с секондом в аналогичной ценовой нише.
Так как на Украине громадный и в значительной степени серый рынок секонд-хенда контролирует сильно ограниченный круг лиц, это может быть знаком наступления на их интересы. Интересно, что рост рынка секонд хенд товаров с наступлением кризиса стал общеевропейской тенденцией, которую вписывают в красивую концепцию рационального потребления.
Люди готовы покупать и продавать товары, бывшие в употреблении. Сегмент C2C (потребитель для потребителя) в Европе увеличивается. К тому же сдавая ненужные вещи, люди получают за это различные бонусы, дисконтные карточки, купоны и сертификаты на скидки и т.п.
Немцы наиболее активные покупают подержанные товары в таких категориях, как товары культуры (книги, CD, видеоигры - 61%), игрушки и товары для младенцев, детская одежда (40%) и электроприборы (19%). Французы предпочитают бывшие в пользовании автомобили и мебель (55 и 26%). Поляки покупают бытовую технику: неновые телевизоры, видеосистемы и микроинформатику (24%). Венгры просто одеваются в секонд-хенд (57%).
Украинцы, в отличие от жителей России охотнее покупают одежду секонд-хенд и в целом лучше относятся к практике покупки бывших в использовании вещей, чем жители России. В нашей стране такие товары не поощряют более 75%.
Согласно исследованию Observatoire Cetelem кроме русских, также испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок. Они полагают, что риск быть обманутыми и получить продукт худшего качества для них важнее, чем возможные плюсы (67% в России). В целом, 57% европейцев считают, что приобретение этих товаров связано с высоким риском обмана.