Успех торгового центра во многом зависит от качественного состава арендаторов, среди которых, как минимум, обязательно должен быть «якорь» (может быть, даже не один) и торговая галерея. Среди множества торговых операторов существует своего рода «беспроигрышный ряд» - магазины, занимающие меньшие площади и готовые платить самые высокие ставки. Для владельцев торговых центров такие арендаторы самые желанные. Эксперты компании Penny Lane Realty проанализировали данный сегмент и составили рейтинг арендаторов по максимальной отдаче с квадратного метра.
Первое место в этом «хит-параде» заняли ювелирные магазины, которые в среднем плятят $3 500 за квадратный метр в год. Ювелирные магазины занимают небольшие площади - 50-70 квадратных метров, в отдельных случаях 70-150 квадратных метров. Располагаются они обычно на первых этажах ТЦ, в проходных зонах и коридорах, и зачастую являются украшением торгового центра, так как почти всегда у них красивое и дорогое оформление витрин. Ювелирный бизнес весьма доходный - ежегодный рост продаж ювелирных изделий в России составляет порядка 30%, поэтому, как правило, ювелирные ритейлеры не используют схему оплаты в виде процента от оборота. Единственный нюанс - из-за использования большого количества освещения для витрин, им необходимо выделение мощностей более 100 кВт/кв.м и мощных систем кондиционирования.
На втором месте рейтинга «любимцев» расположились салоны мобильной связи: средняя ставка аренды - $1 000 - 4 000 за квадратный метр в год.
Арендодатели, как показывает практика, очень любят сотовых ритейлеров и зачастую «под одним боком» размещают даже несколько конкурирующих операторов. Дело в том, что салоны мобильной связи ориентированы на все группы потребителей - от низкого до высокого ценового сегмента, поэтому посетителей в них бывает много. При этом инвестиции в отделку салона и торговое оборудование (витрины, стеллажные системы, кассовые модули, промо-стойки) минимальны. Площадь салонов должна быть не менее 20 квадратных метров, оптимальная - 40-50 квадратных метров. Несмотря на то, что стоимость аренды квадратного метра в ТЦ примерно на 90% дороже, чем в уличном павильоне, данная величина и дальнейший рост ставок не пугают операторов сотового ритейла, так как услуги, стабильно востребованы.
Монобрендовый парфюмерно-косметический магазин занял третье место. Средняя ставка аренды для этих клиентов составляет $500-1 500 за квадратный метр в год. В данном случае речь идет не о сетевых универмагах, а о небольших магазинах. Каждый из них, несмотря на небольшую площадь и ассортимент, является своеобразным центром притяжения и привлекает в торговый центр большой поток посетителей, особенно в предпраздничные дни. Требования парфюмеров к площадям стандартные: 40-100 квадратных метров, свободная прямоугольная планировка помещения, электрическая мощность из расчета 50 кВт на 100 метров. Магазины должны быть хорошо освещены и оборудованы современной системой кондиционирования. При размещении парфюмерно-косметического магазина важно, чтобы зона фудкорта не находилась рядом, так как запахи еды мешают покупателям косметики и духов.
Четвертое место специалисты Penny Lane Realty отдали аптечному бизнесу, который готов платить $400 - 1300 за квадратный метр в год.
Аптечный бизнес - весьма выгодное дело, которое может принести прибыль уже через полгода, поскольку потребность в лекарствах у людей такая же, как в пище и воде, а сами лекарства занимают немного места. Поэтому для аптеки требуется гораздо меньшая торговая площадь, чем для обычного магазина. Крупный торговый центр для аптеки-оптики - наилучшее место с точки зрения трафика, а для самого центра аптека - магнит для посетителей. Излюбленный формат аптек - 70-80 квадратных метров, оптик - 30-40 квадратных метров. Так как в день помещение могут посетить примерно 500-700 человек, а в период обострения гриппа и простудных заболеваний - 1 500 человек, аптечное оборудование должно быть качественным и стойким. Кроме того, аптеки - лицензионный вид деятельности, поэтому для них приходится учитывать требования СЭС.
Арендаторов, представляющих различные услуги посетителям торгового центра (химчистка, ремонт обуви, металлоремонт, ателье) поместили на пятое место. Средняя ставка аренды - $300 - 1 000 за квадратный метр в год.
Предприятия службы быта - незаменимы всегда и везде и необходимы для любого торгового центра, хотя зачастую собственники ТЦ и предоставляют сервисным арендаторам не вполне привлекательные помещения с точки зрения проходимости. Но от недостатка в клиентах данные операторы не страдают. Самые маленькие площади - от 2 до 10 квадратных метров - занимают приемные пункты химчисток, далее идут мастерские по ремонту обуви, часов, одежды, которым необходимы площади от 5 до 30 кв. метров. Остальные придерживаются золотой середины - 20-60 кв. метров. Средняя арендная плата для предприятий сферы услуг в зависимости от уровня сервиса составляет $700-1 500 за квадратный метр в год. Относительно технических требований к помещениям, пожалуй, только у химчистки они самые затратные: необходимо подвести коммуникации, а также учесть большую нагрузку на полы помещения, так как оборудование достаточно тяжелое.
«Торговый центр - сложный взаимосвязанный организм, - резюмирует Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty. - Поэтому нельзя однозначно сказать, от чего зависит его успех. Несомненно лишь то, что без арендаторов данного рейтинга, которые приносят высокий доход, быстро окупаются и привлекают большое количество посетителей, эффективность торгового центра была бы весьма сомнительна».