Американские потребители не спешат тратить, производство остается слабым, и все более актуальным становится разговор о рисках дефляции. Вполне вероятно, что американское правительство подготовит новые программы стимулирования, что раздует госдолг. Однако, как отмечают специалисты, для доллара в этом нет ничего плохого.
Рынок замер в последние дни лета, когда весь Wall Street в отпусках. Но уже в сентябре на payrolls можно будет ожидать формирования новых тенденций, говорит Bigness.ru финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Так, по словам специалиста, в 2008-м рынок начал оценивать, способны ли Lehman расплатиться со своими кредиторами. В 2009-м в сентябре «выстрелило» золото, прибавив чуть более чем за квартал около трети в цене. Этим событиям способствовало возвращение экономики и мировой торговли к росту, который подогревал разговоры об огромных масштабах стимулирующих программ, вызывающих инфляцию.
«Почти год спустя после пика уровня безработицы в США, мы видим ее ниже всего на 0,6 процентного пункта. Сейчас все более актуальным становится разговор о рисках дефляции, так как мощный отток спроса сильно отдаляет нас от мощного восстановления», - отмечает специалист.
Главный потребитель мира, США, не сумеет бесконечно оставаться оплотом спроса на товары, а другие потребительские рынки либо не готовы (т.к. заточены на экспорт), либо очень мелки. Стареющие американцы осознали, что скопили недостаточно сбережений на пенсию, а также имеют огромные долги по текущим кредитам. Это дополнительно сдерживает рост расходов внутри страны. Кроме того, остается слабым и производство, которое не может опереться на собственный внутренний спрос.
«Рискну предположить, что и недвижимость на долгие годы вперед перестала быть катализатором спроса, как это было с Японией в свое время. До четверти выросло число квартиросъемщиков в США, которые не планируют покупать жилье. Если развить прикладную часть этой аналогии, то можно также вполне резонно предположить возможность бесчисленных программ стимулирования потребительского спроса, низкие темпы роста ВВП (зомби-экономика). Все это раздувает государственный долг, но в этом нет ничего кардинально плохого для доллара», - говорит Александр Купцикевич.
Чтобы проверить это предположение, эксперт предлагает взглянуть на доходность гособлигаций Японии, которая составляет около 1%. Сейчас и американцы идут по такому же пути. Доходность их долгосрочных облигаций падает до рекордно низких уровней (за исключением кризисного ноября 2008-го).Можно заметить, что соотношение госдолга к ВВП в 200% вовсе не мешает сохранять стоимость обслуживания этого долга низким, если есть развитый рынок сбыта, но поддерживать высокие темпы роста почти невозможно.
«Чтобы сохранить хотя бы преимущества низкой стоимости обслуживания долга, американцы будут всеми силами оберегать свою роль резервной валюты. В отношении курса доллара скажем, что низкие процентные ставки, вызванные угрозой дефляции, в конечном итоге выливаются в укрепление собственной валюты, как это происходит сейчас и было ранее в 90-е с иеной», - поясняет специалист.
Аналогия подтверждается Швейцарией, где в среднем вдвое более низкий уровень инфляции поддерживает укрепление швейцарской валюты (а часто и наоборот, рост валюты снижает инфляцию).
«Отсюда мы делаем вывод, что возобновление обратной корреляции (чем хуже новости из США, тем более растет доллар) вполне оправдано, и возвращаемся к нашему старому прогнозу, что в отсутствие масштабных и принципиальных изменений в политике, доллар может расти еще около года на весьма слабом росте мировой экономики. Вновь вспоминаем нашу цель по паре евро/доллар в $1,10 к концу 2011-го и $1,15-1,20 на конец 2010-го», - подытожил специалист.