В 2011 году Канада начнет пассажирские авиационные перевозки над Северным полюсом в Индию. Трасса маршрута будет проходить через красноярский аэропорт «Емельяново». Кроссполярное авиасообщение экономит время и топливо перевозчиков, может принести России определенные доходы, а также повысить роль страны как важного геополитического узла.
19 августа региональные власти и представители правительства канадской провинции Манитоба обсудили перспективы сотрудничества в организации кроссполярных перелетов из Северной Америки в Индию транзитом через аэропорт «Емельяново» в рамках проекта «Северный воздушный мост».
«В октябре 2010 года в Красноярск прибудут технические специалисты из провинции Манитоба (Канада) для детальной проработки проекта, делегация Красноярского края посетит Виннипег (Канада) в ноябре - для работы в Международной конференции по транспортным проблемам на Севере», - цитирует Пашкова «Интерфакс».
Красноярский край с рабочим визитом посетил министр инфраструктуры и транспорта правительства канадской провинции Манитоба Стив Эштон. Декларированная цель визита - возобновление конструктивного диалога между Красноярским краем и канадской провинцией, определение приоритетов двустороннего сотрудничества в рамках реализации проекта «Северный воздушный мост».
Интерес к кроссполярным перевозкам в России появился в начале нулевых. С 1 января 2000 года к коммерческой эксплуатации кроссполярных маршрутов приступили четыре американские авиакомпании Delta Air Lines, Continental, Northwest Airlines и United Airlines, которые выполняли ежедневно по одному рейсу.
Еще в 2005 году Россия выделила 4 кроссполярные трассы. Маршрут «Полярный-1» предназначен для перелетов между центральной частью Северной Америкой и Индией-Пакистаном. «Полярный 2» - центральная и восточная части Северной Америки со странами АТР: Бирмой-Кампучией-Малайзией-Сингапуром-Таиландом-Индонезией. Коридор «Полярный 3» позволяет осуществлять рейсы из центральной и восточной части Северной Америки с Китаем-Гонконгом-Тайванем-Филиппинами. Коридор «Полярный 4» - включает маршруты из центральной и восточной части Северной Америки с Китаем-Гонконгом-Тайванем-Южной Кореей, а также большого числа маршрутов-связок.
Как сообщил представитель канадской стороны, начать рейсы они могут в любой момент. В свою очередь, министр промышленности и энергетики края Денис Пашков пояснил, что в рамках развития кроссполярного авиасообщения совместно с властями Канады чиновники также собираются реализовывать проект развития коммуникационных технологий.
«Часть кроссполярных маршрутов проходит над Северным полюсом, где отсутствует связь, потому здесь совместно с канадской стороной, я надеюсь, мы будем реализовывать проект, который решит данную проблему, чтобы кроссполярные маршруты были полностью обеспечены связью», - отметил Пашков.
Стоит отметить, что движение над Северным полюсом имеет свои особенности. Оно используется перевозчиками в первую очередь для сокращения времени пути и расхода топлива. По этой причине на обратном пути авиакомпании часто пользуются коридором Nopac в зоне ответственности США и Японии, где дуют сильные попутные ветры, снижают расход топлива, что требовало от российской стороны определенной гибкости.
Одной из главных проблем подобного рода маршрутов было совершенствование аэронавигационных и коммуникационных условий полета над Северным полюсом. Также для обеспечения гибкости полетов с учетом особых условий еще в 2001 году Государственная служба гражданской авиации РФ позволили зарубежным перевозчикам по своему усмотрению менять маршрут во время полета в частности, с кроссполярного на сибирский. Также были необходимы определенные инвестиции в аэронавигационное обеспечение маршрутов.
Канада заинтересована в предлагаемом маршруте перелетов, когда Красноярск станет для Северной Америки «воротами» в Индию. «Красноярский край и провинция Манитоба имеют очень большой потенциал, в том числе кроссполоярные перелеты в Индию, которая является одним из самых мощно развивающихся рынков», - отметил министр инфраструктуры и транспорта правительства канадской провинции Манитоба Стив Эштон.