ФГУП «Почта России», уже пять лет терпящее убытки, нуждается в срочной модернизации и реорганизации. Предприятию, по мнению Boston Consulting Group, необходимо сосредоточиться на расширении розничного финансово-банковского бизнеса, наращивании доли рынка денежных переводов и платежей и активном развитии рынка посылок и экспресс-доставки (EMS).
В распоряжении «Коммерсанта» оказалась концепция развития предприятия, подготовленная консалтинговой компанией Boston Consulting Group. Проект по изменению организационной структуры «Почты России» был в четверг представлен на совещании в Россвязи, рассказал изданию гендиректор «Почта России» Александр Киселев.
Среди основных стратегических приоритетов в стратегии «Почты» указывается активное развитие розничного финансово-банковского бизнеса на базе сети отделений почтовой связи, защита от конкуренции и наращивание доли рынка в сегменте денежных переводов и платежей, посылок, экспресс-почты (EMS), а также развитие розничной торговли в отделениях «Почты» в сельской местности и повышение качества и снижение затрат в логистике и сети отделений.
По итогам 2009 года «EMS Почта России» занимала 16% рынка экспресс-доставки против 7% в 2005 году и являлась самой прибыльной бизнес-единицей предприятия, при том, что ее выручка составила 1,8 млрд руб.
Гендиректор UPS Rus Иван Шацких отмечает, что в плане экспресс-доставки у «Почты России» гигантская база для роста. «Но сейчас услуга EMS во ФГУПе в большинстве случаев сводится к доставке посылки до почтового отделения, откуда адресат должен ее забрать самостоятельно. Если же осуществлять полноценную экспресс-доставку, то для этого потребуются колоссальные инвестиции: как минимум придется закупить автомобили», - указывает эксперт в беседе с корреспондентом издания
Второе направление - рынок денежных переводов. По итогам 2010 года его объем в России превысит $133 млрд. Но доля «Почты» на этом рынке последние годы только снижается: с 69% в 2006 до 51% в прошлом. Соответственно, приоритетами в этом сегменте Boston Consulting называет защиту и наращивание доли рынка за счет повышения качества обслуживания и скорости переводов, расширения количества услуг к оплате и партнеров, развития альтернативных каналов приема платежей и переводов.
Инфраструктура ФГУПа позволяет занять заметное место на рынке денежных переводов, кредитования и сборов платежей, считает президент компании «Долговой эксперт» Валерий Кардашов. Но для этого придется инвестировать в модернизацию системы. «Во-первых, нужно внедрить единую программную платформу, которая позволит технически реализовать банковские услуги. Во-вторых, придется нанимать новый персонал и обучать старый, что также требует немалых затрат. В-третьих, нужно будет хорошо вложиться в маркетинг. По моим оценкам, это все потребует минимум $100 млн инвестиций»,- отмечает Кардашов в интервью «Коммерсанту».
Кроме того, одна из основных проблем «Почты» - ее организационная модель, отмечают в Boston Consulting. К 2011 году предполагается выделение отдельных бизнес-единиц «Розница», «Финансовые услуги» (Почтовый банк), «Посылки и письма». Для повышения управляемости предлагается выделить 13 макрорегиональных центров для «Почты России» либо 8 по федеральным округам по аналогии со «Связьинвестом», МТС, «Вымпелкомом», «МегаФоном», Сбербанком.
Экономия только от трансформации организационной модели оценивается не менее чем в 4-6 млрд руб. в год, полагает Boston Consulting. Кроме того, с ростом проникновения широкополосного доступа в интернет объем выручки от писем «Почты России» начнет снижаться и может составить от 2 до 4%. Организационная реструктуризация позволит снизить потери выручки от писем на 0,4-1 млрд руб., подсчитали в Boston Consulting.