Футбольные сражения на национальной и особенно международной арене - это не просто поединки спортивных команд. Спорт №1 давно уже является главным двигателем торговли для ведущих экипировочных фирм мира. Все участники футбольного бизнеса - национальные команды, клубы, игроки и тренеры топ-уровня, играют за те или иные спортивные бренды.
Ключевые игроки на этом рынке - Nike и Adidas, которые одевают большинство топ-клубов и сборных а также делят между собой ведущих игроков мира. Третьим в этой компании можно считать Puma, но в глобальной битве между американцами и немцами она непосредственного участия не принимает. По сути дела, Adidas главный бастион - футбол, являясь давним и многолетним партнером ФИФА. Nike практически полностью узурпировавший свой континент решился пойти на штурм главной вершины.
Nike разворачивает наступление на других более футбольных континентах с успеха в Латинской Америки. Первый серьезный маркетинговый шаг в футболе Nike предпринял только в 1996-м, подписав контракт со сборной Бразилии, с тех пор компания двигалась поступательно и подключила к своему бренду целое созвездие собственно клубных футбольных брендов. В их числе «Барселона» (стоимость пятилетнего контракта - $189 млн), «МЮ» ($439 млн на 15 лет), «Арсенал» (около $250 млн на 10 лет), «Ювентус» ($12 млн в год) и так далее.
Немцы не стали отсиживаться в обороне, посчитав, что лучшая защита - это нападение. Adidas ворвался на североамериканский рынок, купив задавленный Reebok, подписав спонсорский контракт с НБА и соглашения с рядом баскетбольных звезд.
Знаменитый финал Франция-Бразилия в 1998 году стал супербитвой брендов. Помните фразу из ставших уже классикой (пока что современной литературы) бегбедеровских «99 франков»: «это не Франция обыграла Бразилию, это Adidas победил Nike».
Битва гигантов активизировалась в 2007-2008 годах, когда пришла пора переподписания контрактов с национальным футбольными федерациями, после прохождения ряда турнирных циклов. Свои первые контракты в футболе Nike заключала как раз в 1996-1998 годах, а Adidas в то же время перезаключала старые.
Первый удар нанес Nike, который в конце в конце 2007-го года захватил традиционно «адидасовскую» страну - Францию, игравшую в адидасах с 1972 года. Как бы это победа, не оказалась пирровой. В последнем своем адидсовском цикле Франция, оскандалилась на чемпионатах мира и Европы, показав крайне слабый футбол. А Nike взялся одевать французов с 2011 по 2018 годы и платить французской федерации футбола $67 млн в год. Неужто придется покупать матчи? С такой игрой французы могут не отобраться и на Чемпионат Европы.
А немцам подвернулась сборная России. В сентябре 2008 года компания Adidas подписала 10-летний контракт с Российским футбольным союзом на $100 млн-предыдущий российский контракт с Nike был в 10-15 раз меньше. По данным Newsweek, который участвовал в сделке, американцы готовы были заплатить столько же, и тогда РФС, по условиям старого договора, должен был бы и дальше работать с Nike.
За 4 отборочных цикла, последний из которых завершается летом 2016-го, РФС должна получить $100 млн, полное обеспечение амуницией всех сборных команд, роялти от продаж футболок, а также бонусы за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы.
Один из важнейших, хотя и не афишируемых пунктов контракта - роялти, то есть плата за использование бренда национальной сборной, которая идет в карман РФС.
Обычно ставка составляет от 5 до 10% от всей выручки. В соглашении также указывается минимальный уровень роялти: если продажи превышают определенный уровень, то поступления в адрес федерации будут даже выше. Как сообщает Newsweek, в случае с РФС роялти составляет около 10%. В любом случае РФС получил от Adidas за счет розничной продажи больше, чем с той же Nike. Да и немцы наверняка неплохо заработали за счет выхода русских на чемпионат Европы и неожиданного для многих попадания в четвертьфинал с «выносом» голландцев.
На проведение рекламных мероприятий к последнему чемпионату мира Nike потратила $58 млн. Adidas-$71 млн. И пока немцы, если судить по спортивным успехам, обыгрывают конкурентов по бизнесу ногами своих футболистов. На чемпионате мира в ЮАР у нее было 12 сборных, в то время как Nike выставила только девять. А уже в финале экипированная Adidas Испания забила единственный гол «найковской» Голландии.