Россия начала борьбу с избытком экономистов и юристов, сокращая количество бюджетных мест по данным специальностям в высших учебных заведениях. Однако тезис о переизбытке работников этих профессий вызывает сомнение. Ведь по-настоящему грамотного, хорошего юриста или экономиста днем с огнем не сыщешь. Впрочем, как и специалистов других направлений.
В конце июня 2010 года в Министерстве образования и науки прошла пресс-конференция, посвященная началу вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Организаторы мероприятия сообщили, что в стране начинается борьба с избытком экономистов и юристов, рассказали Bigness.ru в кадровом центре «ЮНИТИ» , одного из признанных лидеров на рынке рекрутинга.
«В этом году количество бюджетных мест по гуманитарным специальностям по сравнению с 2009 годом уменьшается на 10 тыс., а по экономическим и управленческим - на 30%», - сообщил начальник департамента профессионального образования Минобрнауки Артемий Никитов.
В ведомстве отмечают, что, прежде всего, «избыточные» специальности сократят в непрофильных для них высших технических учебных заведениях. Впрочем, как отмечают специалисты ЮНИТИ, никто не сможет помешать вузам увеличивать число коммерческих мест на гуманитарные и любые иные специальности. Любопытная деталь: буквально одновременно с проведением пресс-конференции стало известно, что Уральский государственный горный университет (УГГУ) получил лицензию на право обучения по специальности «Теология». По замыслу ректора УГГУ, студенты-теологи станут профессионалами в области церковно-государственных и церковно-общественных отношений...
Получается, что пока государство борется с «избытком» одних специальностей в технических вузах, последние вводят обучение по другим, совершенно непрофильным для них направлениям.
Но проблема кроется не только в несогласованности действий Минобрнауки и вузов. «Почему-то принято говорить, что стране не хватает только инженеров и конструкторов, хотя список "дефицитных" специалистов гораздо шире, - считает Анна Михайлова, руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ". - Например, в нашем ежемесячном списке самых востребованных у работодателей Москвы профессий постоянно фигурируют логисты. Развитие логистики для такой огромной страны, как Россия, тоже важная задача».
Вызывает сомнение и тезис о слишком большом числе юристов, экономистов и представителей иных гуманитарных профессий. «А вы попробуйте еще найти на рынке грамотного, хорошего юриста! Днем с огнем не сыщете», - говорит замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин.
Чиновник полагает, что проблема не в переизбытке кандидатов, а в низком уровне их подготовки. Относится это и к техническим специальностям. «Руководство "КАМАЗа" мечтает: где бы нам взять тысячи три инженеров. Безысходность жуткая: старые работники не нужны, а молодые, мягко говоря, не соответствуют требованиям не то что завтрашнего - даже сегодняшнего дня», - отмечает Борис Морозов, руководитель аналитической службы ОАО «КАМАЗ».
Оценивать вузы необходимо не по числу гуманитарных и технических специальностей, а по иным критериям. С этого года Роструд начинает анализировать, выпускники каких вузов и по каким специальностям становятся после учебы безработными. Позже эти данные поступят в Минобрнауки.
«Также было бы разумно контролировать, какое количество выпускников работает не по специальности, и доводить эти сведения до абитуриентов. В таком случае будущие юристы или инженеры будут иметь представление относительно того, обучение в каком именно вузе дает лучшие шансы на трудоустройство», - считает Анна Михайлова.
Подобные меры могут привести к по-настоящему качественным изменениям в образовании, а не к простому количественному «перевесу» одних специалистов над другими, считают эксперты ЮНИТИ.