В июне министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко подписал приказ о введении обязательной классификации гостиниц, пляжей и горнолыжных баз. Теперь получение звезд и соответствие классификации станет обязательным для отечественных отелей. Однако поможет ли это стандартизировать сервис и сохранить цены на приемлемом уровне?
До выхода нового приказа звезды гостиницам присваивал Ростуризм. Причем классификация осуществлялась на добровольной основе, по желанию владельцев отелей, Число добровольцев совпало с количеством нынешнего «звездного» реестра - всего 470 объектов размещения.
Значительно количество объектов (свыше 10 тыс), которые необходимо классифицировать, позволяет предположить, что процесс может затянуться надолго. К тому же безусловное важное мероприятие может стать довольно коррупционным. Причем экономически это будет оправданно: «покупка» дополнительной звезды дает основания повысить цены без необходимых трат на постоянное поддержание сервиса на заявленном уровне. И отбить потраченные средства удастся довольно быстро.
Но без стандартизации отрасли далеко не уйти, особенно в деле привлечения иностранных туристов. Предполагается, что не прошедшие классификацию гостиницы не будут допускаться к работе. В Госдуме готовится ко второму чтению проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, по которому гостиницы и других объекты размещения, не прошедшие классификацию, будут штрафовать. Предлагаемые суммы штрафа для должностных лиц составляют от 7000 до 10 000 руб, для предприятий - от 40 000 до 50 000 руб.
В последние годы гостиничный бизнес был в числе наиболее активно развивающихся в России. По данным Российской гостиничной ассоциации с 2003 по 2010 год число новых отелей увеличилось более чем на 30%, с 8,5 до 11,7 тысячи. Однако пришедший кризис переориентировал инвестиционные потоки, гостиницы остались в стороне...
На данный момент, гостиницы по объемам инвестиционных вложений уступают торговым, офисным и жилым проектам. Причины, что называется, на поверхности. Для постройки гостиницы требуются существенные капиталовложения, а срок окупаемости таких проектов на порядок дольше других объектов коммерческой и жилой недвижимости - офисов, ритейла, многоквартирных домов.
Инвестор прекрасно понимает, что возврат вложенных средств полном объеме возможен минимум через 5 лет, после момента начала эксплуатации гостиницы. Естественно, эти сроки мало кого устраивают, тем более в условиях кризиса. Кстати, это привело к довольно специфическому разрастанию инвестиций в гостиницы класса 4-5 звезд. Отели этой категории окупаются быстрее всего.
В то же время рынком наиболее востребованы гостиницы среднего класса. Спрос на трехзвездочные гостиницы просто огромен, однако он не удовлетворяется в силу вышеописанных причин.
Наибольшую активность в деле строительства новых гостиниц демонстрирует Москва, где поток туристов традиционно выше темпов появления новых гостиничных номеров. По данным Travel.ru, 2010 год может стать рекордным для столицы в отношении открытия новых отелей: до завершения года может добавиться около 2,5-3 тыс. номеров. Город нуждается в трехзвездочных отелях, однако открываются по большей части отели 4-5-звездочные. Дефицит гостиниц приводит к повышению цен на номера. По прогнозам, в 2011-2012 году гостиницы могут подорожать на 7-10%.
Дефицит гостиничного жилья в России налицо. По статистике в Санкт-Петербурге на тысячу жителей приходится 4,2 гостиничного номера. И это самый большой в нашей стране показатель. В Москве на тысячу жителей - 3,5 номера, в Екатеринбурге - 2,1, в Новосибирске - 0,8, уточняет «Российская газета».