Ассоциация региональных банков выступила с идеей учреждения института уполномоченного по защите прав банковских клиентов, или финансового омбудсмена. Это позволит разрешать возникающие конфликты гораздо быстрее и с меньшими затратами для обеих сторон. Для граждан услуги посредников будут бесплатными, а их решения - независимыми.
Этот проект можно будет запустить уже в следующем году, считает вице-президент Ассоциации Олег Иванов. Идею поддержали Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и Ассоциация юристов.
Предполагается, что новое ведомство войдет в структуру Центробанка либо будет полностью независимым органом. В случае своей самостоятельности финансовую поддержку омбудсмены, скорее всего, получат от самих банкиров.
На роль омбудсменов АРБ предлагает своих членов или рекомендованных ассоциацией видных юристов. На первом этапе омбудсмены могли бы разбирать дела с суммой претензий в пределах от 10 до 100 тыс. руб.
Сегодня до 90% споров между банками и клиентами, разбираемых мировыми судьями, возникают в сфере потребительского кредитования и укладывается примерно в 100 тыс. руб. Однако суды буквально завалены такими делами, и на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени. Решения приходится ждать месяцами. Другой путь - урегулирование спора до суда непосредственно с банком, но в этом случае нет независимого арбитра. Эту роль и должен выполнять омбудсмен.
Схема предполагается следующая: омбудсмен получает жалобу от клиента банка, направляет ее для выставления контраргументов в кредитную организацию, затем знакомит с ответом жалобщика. И на основе трех документов - первого обращения, разъяснений банка и последнего ответа клиента, а также действующего законодательства выносит вердикт. Если гражданин будет им недоволен, он сможет все-таки обратиться в суд. При этом решения омбудсмена должны быть обязательны для банков, а в договорах с клиентами они станут прописывать их право обращения к такому уполномоченному.
По словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, можно будет взять на вооружение принцип сотрудничества кредитных организаций с АСВ. Ежеквартально банки делают отчисления в страховой фонд и могут небольшую сумму выделять и на деятельность юристов.
«Мне кажется, что банки сами заинтересованы в появлении финансовых омбудсменов. Ведь их деятельность позволит сэкономить на юридических издержках, которые несут банки во время судебных разбирательств с клиентами», - считает Иванов.
При удачном развитии событий первый этап займет 1-1,5 года. На втором этапе планируется передача в ведение омбудсмена депозитов и вкладов, количество участников программы должно увеличиться до 200-300 банков. На третьем, заключительном, этапе добавятся операции с ценными бумагами и услуги доверительного управления.
Как рассказали Bigness.ru в Ассоциации Российских банков, серьезно прорабатывать этот вопрос в АРБ начали еще в 2004 году. Тогда специалистами Ассоциации была проведена огромная работа по изучению зарубежного опыта и проанализировано мнение банковского сообщества. Однако несколько обсуждений данного вопроса на Совете АРБ (в 2004 и 2007 годах) показали, что сообщество не было готово к появлению системы омбудсмена как таковой.
Тем не менее, в АРБ был подготовлен проект механизма внесудебного разрешения споров с участием банковского омбудсмена. В качестве концептуальной основы деятельности российского банковского омбудсмена предлагалось избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой.
Кстати, именно в Германии процедура внесудебного разрешения споров с участием омбудсмена и зародилась. Произошло это в июле 1992 года по инициативе Союза немецких банков (VdB). С этого времени быстрая и не бюрократизированная процедура по разбору жалоб клиентов омбудсменом не только имеет признанный авторитет в обществе, но и стала неотъемлемым элементом общей концепции работы с клиентами немецких частных банков. На практике внесудебный порядок рассмотрения споров омбудсменом приносит пользу не только непосредственно участвующим в ней клиентам и банкам, но и органам юстиции.
За 2008 год в Центр обработки жалоб в Германии поступило 4837 жалоб, из них 602 не подлежали рассмотрению. Из 3501 полученной допустимой для рассмотрения жалобы, 1661 была решена в пользу клиента (в том числе частично), в отношении 70 было найдено компромиссное решение, предложенное омбудсменом 1286 жалоб решено в пользу банка.
Внесудебное разрешение споров получило большое распространение не только в Германии, но и в других странах Европы, что объясняется тем, что процедура позволяет клиентам получить в большинстве случаев не только обязательное для исполнения, и в сравнении с судами, как правило, более быстрое решение, но и возможность бесплатно и без какого-либо риска урегулировать разногласия с поставщиками услуг. Альтернативное внесудебное разрешение спора представляется особенно привлекательным в случае, если стоимость спора настолько мала, что обращение в суд не имело бы никакого практического смысла.