РЖД и Госадминистрация железнодорожного транспорта Украины подписали соглашение об организации скоростного пассажирского движения. Также обсуждались вопросы развития транспортного машиностроения двух государств и взаимодействия в сфере ж/д транспорта. В частности, был определен полигон скоростного и высокоскоростного сообщения между странами.
Ранее министры транспорта России и Украины обсуждали организацию скоростного сообщения Москва - Киев. Эксперты оценивали весь проект в $1,2 млрд. В целях развития скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок стороны согласовали следующий полигон пассажирских перевозок в международном сообщении: Москва - Брянск - Суземка - Киев; Москва - Курск - Белгород - Харьков - Ростов - Адлер и Москва - Курск - Белгород - Харьков - Симферополь, Севастополь, Феодосия.
Соглашение предусматривает обеспечение разработки обоснований инвестиций по организации скоростного пассажирского движения на обозначенных направлениях с определением необходимого объема инвестиций по развитию железнодорожной инфраструктуры и оценкой эффективности данных инвестиций, а также единых нормативных документов для организации международного скоростного и высокоскоростного движения (включая проектирование и строительство объектов инфраструктуры и их эксплуатацию), отмечается в пресс-релизе РЖД.
В качестве первоочередного направления для проработки возможности создания высокоскоростной специализированной пассажирской магистрали было определено направление Москва - Киев. Согласно предварительным подсчетам, подготовка инфраструктуры только украинского участка железнодорожных путей между Москвой и Киевом, а это 345 км, оценивается в $300 млн. Еще 512 км - российский участок.
В целях сокращения времени в пути следования за счет отмены погранично-таможенного контроля или значительного сокращения времени на его прохождение стороны договорились подготовить и направить обращение в соответствующие органы федеральной власти об изменении системы проведения погранично-таможенного контроля для обозначенных перспективных скоростных пассажирских поездов.
Также в качестве первоочередной меры по организации скоростного пассажирского движения стороны определили сокращение количества и продолжительности технических стоянок пассажирских поездов за счет применения пассажирских электровозов двойного питания серии ЭП-20 со скоростями до 200 км/ч и, соответственно, исключения смены локомотивов в пути следования.
ЭП-20 должен стать совместным детищем «Трансмашхолдинг» и французской компании Alstom Transport. Первые образцы будут выпущены в 2011 году, после испытаний и сертификации в 2012-2013 годах они будут переданы заказчику для организации пассажирских перевозок по маршруту Москва-Сочи, в том числе в период проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году. На базе электровоза планируется создать и электрички «Ласточка» для пригородных перевозок на Сочинской Олимпиаде.
Инфраструктура и подвижной состав железных дорог обеих стран не позволяют принципиально повысить скорость движения. Максимально допустимая скорость на этих участках не превышает 140 километров в час, тогда как для значительного сокращения времени движения требуется 200-220 километров в час, отмечает Корреспондент.net.
Причем 4 часа - это максимальное время в пути, которое может привлечь пассажиров на этом маршруте, причем, только в дневное время суток. Ночные поезда проводят в пути 9 часов 20 минут, что позволяет пассажирам выспаться в пути. Поэтому четырехчасовые ночные скоростные поезда Москва-Киев популярностью пользоваться не будут.
В рамках подписанного соглашения стороны договорились также рассмотреть вопрос закупки и эксплуатации Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины электропоездов, произведенных в Российской Федерации.
Между тем, что касается темы «развития машиностроения», то как раз во время визита российской делегации в Киев стало известно о том, что компания "Брянский машиностроительный завод", которая входит в состав российского машиностроительного гиганта "Трансмашхолдинг", приобрела завод «Лугансктепловоз». За контрольный пакет акций предприятия (76%) российская компания заплатила 410 млн. гривен, при стартовой цене в 400 млн гривен.
Таким образом «Трансмашхолдинг» вернул утраченный контроль над «Лугансктепловозом». Брянский машзавод купил 76% его акций на приватизационном конкурсе в 2007 году за 292,5 млн гривен ($58 млн) при стартовой цене 292 млн гривен. Однако конкурс был признан недействительным по иску «Днепрвагонмаша», основным акционером которого является группа ТАС, созданная нынешним вице-премьером Украины Сергеем Тигипко. Завод вернулся в госсобственность.
Луганский паровозостроительный завод был построен в 1906 году немцем Густавом Гартманом. Стал одним из крупнейших производителей паровозов для всей Российской империи, наряду с Брянским и Путиловским заводами. В 1956 году Луганский завод стал тепловозостроительным. Являлся основным производителем магистральных грузовых тепловозов в СССР - до 98% общего выпуска в последние годы существования страны.