Власти Москвы планируют в ближайшее время принять закон "О правилах градостроительного проектирования". В нем прописаны нормы комфортного проживания для обитателей мегаполиса, которые должны прийти на смену ныне действующим в столице. При этом новые правила принимаются в качестве "уточнения Генплана", подчеркивают в мэрии города.
То есть строить в дальнейшем должны по этим правилам, рассказывают чиновники. Во главу угла новых норм поставлен столь болезненный вопрос, как путешествие из дома на работу. Временные затраты на поездку из спальных районов до центра Москвы не должны превышать 45 минут. А до места работы — 60 минут.
По оценкам экспертов, сегодня время в пути от, например, метро "Юго-Западная" до Манежной площади занимает в утренние часы до полутора часов, от метро "Текстильщики" — полтора-два часа, от Бибирево — то же самое. То есть в 2-2,5 раза больше планов и норм мэрии, пишет "Взгляд" Недвижимость". Согласно новым правилам от подъезда жилого дома до остановки наземного транспорта должно быть не более 500 метров. От подъезда жилого дома до остановки наземного транспорта должно быть не более 500 метров, до станции метро, железной дороги или монорельса — не более 15 минут пешком или на транспорте. Однако станций подземки не хватает, а пробки тормозят и общественный транспорт, что делает эту норму абсолютно утопичной. Время "подлета" к станции метро — категория довольно растяжимая.
Предполагается, что по на каждого жителя московского дома должно приходиться два квадратных метра зеленых насаждений, с учетом всех озелененных территорий квартала, считая бульвары и скверы, — 5,6 квадратного метра. Для справки: в Мадриде на одного жителя приходится 16 метров, в Берлине — 19, Брюсселе — 23, Лондоне — 20, Париже — 10, в Кельне — 21. По мнению экспертов, "перезастроенная" чадящая Москва нуждается минимум в 20 метрах зелени на человека, тем более, что лесной пояс вокруг города вырубается. Также согласно новым правилам мэрии, от дома до детского не должно быть больше 300 метров, до школы, аптеки и продуктового магазина, спортивной площадки — не больше пятисот.
В 15 минутах движения общественным транспортом от каждого москвича должны находиться музыкальная школа, библиотека, физкультурно-оздоровительный комплекс, поликлиника, гипермаркет, ресторан, учреждения социальной защиты, отделение банка, почта, загс и похоронное бюро.
В 30 минутах — лицей, гимназия, колледж, техникум, больница, роддом, подстанция скорой помощи, футбольное поле, крупный спорткомплекс, культурно-досуговый центр, территориальное подразделение пенсионного фонда, служба занятости и фонд соцстраха.
Однако эксперты сомневаются в том, что новые нормы выполнимы. Структура города искалечена точечной застройкой, а транспортная инфраструктура уже давно не отвечает современным требованиям.
Сейчас порядка 40% москвичей работают в пределах Садового кольца. И они каждый день едут в центр, чтобы вечером вернуться в спальные районы, что и создает пробки, которые не осилишь и за час.
"Все дороги ведут в центр, а между окраинами дорог практически нет. Работодатели и рады бы открывать офисы на периферии. Но если сотрудники поедут туда по МКАД или через весь город, они доберутся только к вечеру. Если власти хотят, чтобы их же нормы соблюдались, нужно строить хордовые дороги, связывающие окраинные районы. Тогда, возможно, чуть выравняются и цены на жилье. Люди, как на Западе, смогут легко переселяться из района в район, поближе к работе, и не будут стоять в пробках. Сейчас они этого сделать не могут: рабочие места — в центре, а цены там запредельные", — отмечает в комментарии КП научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.