Россия активизирует работу по превращению Северного морского пути в международный коридор. Министерство транспорта предлагает воссоздать администрацию Севморпути, а компания "Совкомфлот" обещает осуществить показательную проводку атомным ледоколом крупнотоннажного танкера с газовым конденсатом из Мурманска в один из портов Юго-Восточной Азии.
«Совморпуть» в советское время создавался как отдельное ведомство, которое занималось заниматься ледоколами, северными портами и управляло Северным завозом. Предполагается, что деятельность нынешней администрации будет регламентирована законом "О Северном морском пути", за проход по Северному морскому пути будет взиматься потонный сбор.
Арктическая зона позволяет значительно сократить маршруты трансконтинентальных перевозок. Например, чтобы добраться из Роттердама и японский порт Йокогама через Суэц необходимо преодолеть 11,1 тыс. морских миль, а по СМП на 34% меньше - на 3,9 тыс. морских миль. Транспортный маршрут Нью-Йорк-Мурманск-Шанхай составит 17 тыс. Движение по Севморпути относительно ближайшего для европейцев пути через Суэц дает выигрыш как минимум в неделю. Главное на данный момент - понять, насколько можно будет прогнозировать сроки доставки, чтобы судоходные компании, работающие по системе "точно вовремя", могли рассчитать время доставки грузов своему клиенту.
Эксплуатация северного пути началась еще в 1930-ых годах. Однако обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути (длина которого, от Мурманска до Владивостока составляет 8 тыс. морских миль.) удалось лишь с созданием в СССР первых атомных ледоколов (атомоходы). Для обеспечения бесперебойной работы СМП к середине 80-х годов была создана целая транспортная система, по которой ежегодно перевозилось 6-8 млн тонн транзитных грузов. Существенно большим был внутренний грузопоток.
К концу 1980-х гг. по трассе Северного морского пути ежегодно перевозилось до 20 млн тонн грузов. Из них 6 млн. тонн вывозили с Севера на Большую землю (четвертую часть составляла продукция Норильского комбината), 5,5 млн т топлива, оборудования, продовольствия и стройматериалов завозилось на промыслы и в северные поселки.
Но после распада СССР Севморпуть был практически заброшен. Были упразднены и органы управления, происходило постепенное разрушение инфраструктуры, построенной в Арктике в советский период. В результате, по данным администрации Архангельской области, объем грузоперевозок по СМП снизился с 6,7 млн т в 1989г. до 2 млн т в современный период, сообщает РБК.
Как заявил министр транспорта Игорь Левитин на специальной международной конференция «СМП: стратегия возрождения», Севморпуть «очень перспективен с точки зрения освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможности сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок».
В первую очередь Севморпуть должен стать транзитным коридором. Для торговли с АТР у России есть дальневосточные порты, которые планируется развивать, а значительные объемы углеводородов с арктических месторождений в лучшем случае поступят через несколько лет. Доставка через Арктику быстрее, но экономически выгодными тарифы станут лишь при 10 млн тонн грузов, полагают специалисты.
По подсчетам Центрального НИИ Морского флота, себестоимость транспортировки одного контейнера в зимний период навигации на СМП при легких ледовых условиях в среднем на 25-27% выше, чем по Южному пути. Однако в летний период навигации, когда растут сборы за прохождение канала, севморпуть в среднем на 33-35% выгоднее доставки контейнеров через Суэцкий канал. Таким образом, перевозки контейнеров по СМП могут составить достойную конкуренцию южному варианту, обеспечивая в среднем за год меньший уровень затрат, пишет РБК.
Сейчас на трассах СМП действуют девять линейных ледоколов - пять атомных (в том числе «свеженький» ледокол «50 лет Победы», построенный в 2007 году) и четыре дизельных. В 2008 г. правительство РФ приняло решение передать флот атомоходов и его техническое обслуживание с советских времен приписанный к Мурманскому морскому пароходству (ММП), в собственность "Росатома", как вклад государства в госкорпорацию.
Ледокольный атомный флот России имеет в своем составе четыре с ледокола с силовыми установками мощностью по 75 тысяч л.с. ("Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы"), два ледокола по 40 тысяч л.с. ("Таймыр", "Вайгач"); лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть" мощностью 40 тысяч л.с. Используются две плавтехбазы ("Имандра" и "Лота"), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов "Серебрянка" и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля "Роста-1".
После 2015-2016 гг. начнется массовое списание ледоколов из российского флота. В результате останется только один современный ледокол "50 лет Победы", уточняет РИА Новости.
В бассейне работают иные судовладельцы, оперирующие судами усиленного ледового класса «Норильский никель», «ЛУКойл», «Совкомфлот». Десять месяцев назад два судна немецкого пароходства Beluga прошли из южнокорейского города Ульсан с тремя с половиной тысячами тонн груза прошли в голландский Роттердам без сопровождения ледоколов. Между тем, Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, разрешающий использовать для проводок судов по Севморпути только ледоколы под российским флагом.
Севморпуть по-видимому будет заточен и под обеспечение поставок добытого на шельфе и северных территориях сырья. Запасы газа в регионе составляют более половины от общероссийских объемов. углеводородов - 90%, в том числе 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей. В Арктике добывается 98% алмазов и 90% золота, а также нефть, газ, никель, платина.
В Арктике разрабатывается несколько огромных месторождений нефти и газа, крупнейшее из которых Штокмановское. Для этого месторождения уже давно существует идея строительства завода по производству СПГ в Мурманске. С учетом явного избытка газа в Европе, в том числе из-за переориентации катарского СПГ с уже насыщенного американского рынка на европейский, определить куда-то весьма дорогостоящий газ из Штокмана довольно сложно.
Кстати, предприятие по сжижению газа вблизи Мурманска когда-то задумывалось под поставки на рынок США, однако американцы, вопреки собственным прогнозам о неизбежном дефиците, нарастили добычу. Вероятно, разрабатывающая месторождение компания специального назначения Shtokman Development AG, 51% которой принадлежит «Газпрому», 51%, Total - 25%, Statoil - 24% нацеливается не только на Атлантику, но и на стабильно растущий азиатский рынок.