Российский рынок биопродуктов оценивается в 60 млн евро. Но в основном это импорт, произведенный в соответствии с экологическими стандартами - без применения химических пестицидов, добавок и быстрорастворимых удобрений. Число российских хозяйств, желающих развивать это направление, велико, однако нашей экопродукции на прилавках не видно.
Торможение новой для России отрасли, по их мнению, происходит из-за «отсутствия общепринятых норм, культуры производства и потребления биопродукции». К такому выводы пришли эксперты Foodmonitor.ru.
Под определение «экопродукция» подпадают продукты питания, производимые и выращиваемые без использования химических пестицидов, добавок и быстрорастворимых удобрений, то есть по так называемым, экологическим стандартам, принятым в странах Западной Европы. Наделавший шуму в начале этого года «куриный скандал», как раз и является попыткой России приобщиться к европейским экологическим стандартам.
В Европе биомаркеты, специализирующиеся на торговле биологически чистыми продуктами питания, впервые появились в конце 80-х - в 90-х годов прошлого столетия. Затем мода на экопродукты перенеслась и за океан. В России же это «продуктовое новшество» начало приживаться примерно с начала 2000-х.
За желание употреблять в пищу экологически безопасную сельхозпродукцию необходимо платить в среднем на 20-30% дороже, чем за продукты не получившие биосертификата. В стоимость данной пищевой продукции включается и контроль за соблюдением её экологичности на всех стадиях пути от поля, стада или загона до потребителя.
Рынок биологически чистых продуктов питания в России, согласно данным ежегодного статистического сборника «Мир экологического сельского хозяйства», выпускаемого Институтом биологического сельского хозяйства совместно c международной Федерацией движений за экологическое сельское хозяйство IFOAM, составляет на сегодняшний день примерно 60 млн. евро.
Правда, как отмечает Foodmonitor.ru. со ссылкой на президента Некоммерческого партнерства по развитию экологического и биодинамического сельского хозяйства «Агрософия» Андрея Ходуса, «львиная часть этого рынка по-прежнему приходится на долю импортированных биотоваров».
Специалисты полагают, что число российских компаний, желающих «подвинуть» западных производителей на данном сегменте продовольственного рынка, растёт из года в год. На сегодняшний день в России насчитываются десятки ферм, взявших в своей деятельности за основу экологические стандарты. Но их продукцию на прилавках специализированных магазинах в столице найти не так уж и легко.Экобума в России не наблюдается - спрос на биопродукцию ещё невелик, за ним следуют и объёмы производства.
«Интерес к биопродуктам со стороны нашего потребителя есть, но пока это явление нельзя назвать массовым. Многие не очень хорошо представляют, что стоит за приставками «эко» или «био». Кто-то считает, что речь идет о полезных продуктах с точки зрения того, что они диетические, кто-то думает, что это продукты, выращенные фермерским способом... То есть полного понимания того, что такое биопродукты, у российского потребителя нет», - цитирует пресс-секретаря сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Андрея Голубкова Foodmonitor.ru.
По мнениюАндрея Ходуса, есть и другая причина засилия на российском рынке импортной экопродукции. «Большинство российских фермеров фактически производят сырье для дальнейшей переработки и превращения его в товарный продукт, лишь немногие занимаются собственной переработкой, упаковкой, маркировкой и розничной продажей своей готовой продукции».
«Есть определенные стандарты для товарной продукции, которые нужно соблюдать, чтобы продавать ее в розницу. Предположим, молоко должно быть охлаждено, пастеризовано, упаковано, промаркировано и т.д. - вот это товарный продукт, который может появиться в магазине. Если этого нет, то твой товар может продаваться максимум на колхозном рынке (как «сырое молоко»), оборудованном лабораторией, где будут ежедневно брать пробы. Разумеется, в первом случае речь идет о построении достаточно масштабного производства (это не 1-2 коровы), необходимости заниматься реализацией, созданием новых продуктов, включая разработку этикетки, упаковки, тары и т.п. Для большинства фермеров это настолько сложно, что они даже не желают либо просто не в состоянии с этим связываться», - приводит мнение Андрея Ходуса Foodmonitor.ru.
Но и при условии, что тот или иной производитель имеет все необходимые сертификаты, розничная торговля далеко не всегда ищет контакты с ними. Даже, если речь идёт о специализированных магазинах-биомаркетах, для которых проще завозить тот же биохлеб из-за рубежа...