Рынок услуг в области связей с общественностью пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось. Объем рынка PR в России в 2009 году составил $1,99 млрд, по некоторым прогнозам, в 2010 году ожидается рост на 12%. Особенно востребованы коммуникации с органами государственной власти и продвижение товаров и услуг потребителям.
Отчёт был составлен на основе исследования, проведенного в январе-марте нынешнего года и оценке экспертного совета Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС). Изучались объем рынка PR услуг, то есть - совокупные бюджеты компаний на PR в России, включая реализацию кампаний как с использованием PR агентств, так и силами PR-отделов или пресс-служб корпораций. В этом показателе включены все расходы на PR, в том числе на работу PR специалистов и расходы третьих лиц. Как оказалось, рынок услуг в области в области связей с общественностью пострадал от кризиса существенно меньше, чем предполагалось.
«После периода крайне активного развития в 2007-2008 гг., когда объем рынка достигал $1,75 и $2,5 млрд. соответственно, а ежегодный прирост составил 43%, в прошлом году российский рынок PR попал под давление мирового финансового кризиса», - говорится в отчёте. В начале прошлого года АКОС прогнозировала годовое сокращение рынка PR услуг на 28% - до $1,8 млрд. В действительности же оно оказалось меньше ожидаемого и составило 20,5% от объёмов рынка 2008 года.
«Начало 2009 года ознаменовалось резким сокращением расходов на PR, однако в последнем квартале наблюдался уже небольшой рост, поэтому по итогам года мы вышли на уровень $1,99 миллиарда», - уточняет Елена Фадеева, председатель АКОС, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard.
Среди наиболее востребованных на рынке услуг в области общественных связей оказались такие виды коммуникаций, как кризисные коммуникации, внешние связи, маркетинговые коммуникации, направленные на потребителя, и корпоративные коммуникации. Их бюджеты наименее пострадали в прошлом году. Сокращение составило соответственно 12%, 15%, 17% и 18%. Во время кризиса российские компании с особым вниманием относились к PR-инструментом для построение позитивной репутации перед деловым сообществом, коммуникации с органами государственной власти и продвижения товаров и услуг потребителям.
Что же касается другого полюса в области общественных связей, то наибольший спад по сравнению с 2008 годом был отмечен в финансовых (-35%), B2B (-30%) и внутренних коммуникаций (-25%). Правда, АКОС отмечает, что в нынешнем году бюджеты в области B2B маркетинга и внутренних коммуникаций должны стабилизироваться. Также указывается на то, что при дальнейшем оживлении финансовых рынков должно произойти сокращение кризисных коммуникаций и рост финансовых коммуникаций.
Среди отраслей экономики, где наблюдалась наименьшая востребованность в коммуникационных инструментах, в отчёте Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью значатся финансовые услуги, недвижимость, автомобильная промышленность и сектор luxury. Вложения в PR фармацевтических, энергетических и IT-компаний в прошлом году, согласно данным АКОС, оставались стабильными, а в ряде случаев показали рост.
«Прогноз на 2010 год сдержанно-позитивный: мы ожидаем увеличение объема рынка на 12%. Среди традиционных видов PR наиболее активно будут развиваться маркетинговые коммуникации, сфера корпоративной социальной ответственности и связи с органами государственной власти, а также коммуникации в области здравоохранения и высоких технологий. Отдельно стоит отметить направление цифровых коммуникаций (digital PR), которое показало значительный прирост в 2009 году (+25%) и будет расти в 2010 году такими же темпами (+25%). Этот вид коммуникаций сегодня становится все более важным инструментом продвижения, в том числе и для управления корпоративной репутацией», - прогнозирует председатель АКОС Елена Фадеева.
Специалисты АКОС подчёркивают, что тенденции развития рынка услуг в области общественных связей соответствуют общеевропейским. Согласно отчету European Communication Monitor за 2009 год, в 2012 году компаниями в Европе также будут наиболее активно использоваться, в первую очередь, корпоративные коммуникации, внешние связи, внутренние коммуникации, а также будет развиваться тема корпоративной социальной ответственности.
Тенденция перераспределения маркетинговых бюджетов в сторону увеличения доли PR, отмечаемая в настоящее время в мире, как указано в отчёте АКОС, продолжится в России и в 2010 году, в том числе и за счет роста инвестиций в цифровые коммуникации, где роль общественных связей достаточно велика.