30 апреля нынешнего года ставка рефинансирования Центробанка России вновь будет понижена. Она составит 8%, что на 0,25% меньше, чем текущий показатель. Планомерное снижение ставки банковский регулятор начал год назад, когда она составляла 13%. Кстати, нынешнее уменьшение цены предложения денег станет тринадцатым за последние двенадцать месяцев.
К слову, рекордно низкий уровень ставки рефинансирования за всю историю независимой России был достигнут ровно месяц назад - 29 марта. Здесь стоит отметить, что только за текущий год ставка падает на четверть процентного пункта уже третий раз. В прошлом году она аналогичным образом менялась почти с месячной периодичностью - десять раз. Старт постепенному снижению был дан 23 апреля 2009 года, когда, действовавшая с 1 декабря 2008 года ставка рефинансирования равнялась 13%.
Дойдя до восьми процентного уровня, Центральный Банк России отмечает, что в текущем месяце сохранилась благоприятная динамика индекса потребительских цен, что, собственно, и способствовало принятию решения о дальнейшем снижении ставки рефинансирования. Инфляция, по сравнению с мартом месяцем, составила 6,1%, в то время, как на конец марта индекс потребительских цен равнялся 6,5%. В феврале, кстати, уровень инфляции достигал 7,2%.
Согласно официальному прогнозу, рост потребительских цен в годовом выражении в этом году не должен превысить 7,5%. Ещё месяц назад российский вице-премьер Алексей Кудрин уже намекал, что ставка рефинансирования может быть заметно снижена, если к концу 2010 года инфляция составит 6,5-7,5%. Тогда же он заявил, что и в текущем году Центробанк будет снижать ставку рефинансирования по мере замедления темпов роста инфляции.
Центробанк констатирует признаки восстановления экономики, в том числе рост реальных располагаемых доходов населения и увеличение оборота розничной торговли, в то же время подчеркивая, что главным мотивом снижения ставки стала необходимость повышения доступности заемных средств для реального сектора экономики и дальнейшее стимулирование кредитной активности банковского сектора.
Снижение процентных ставок объясняется стремлением удешевить кредиты для компаний и создать условий для полноценного восстановления внутреннего спроса. Вместе с тем, учитывая сохраняющуюся неопределенность в развитии ситуации на внешних финансовых рынках, ЦБ допускает вероятность повышения волатильности курса национальной валюты, но надеется, что, ограничение стимулов к притоку краткосрочного капитала, поспособствует повышению сбалансированности внутреннего валютного рынка.
Не так давно, однако, несмотря на проявившиеся признаки восстановления российской экономики, представители Банка России о возможности в последние дни апреля довести до целого числа восьми процентную с четвертью ставку рефинансирования высказывались туманно. Мол, совет директоров ЦБ рассматривал этот вопрос, но будет ли ставка меняться, или нет - неизвестно. «Наверное, до конца месяца ставки будут рассматриваться, но не факт, что что-то будет двигаться», - заявил в конце прошлой недели зампред Центоробанка Геннадий Меликьян, общаясь с журналистами в кулуарах Государственной Думы.
«Я всегда был за то, чтобы ставку снижать, но сейчас у нас столько ликвидности, что нас зальет», - отметил при этом представитель регулятора. Он посоветовал обратить внимание на ставку Mosprime, которая ныне немного превышает 4%, тогда, как во время кризиса она зашкаливала за 20% - готовились к обвалу рубля.
Стоит отметить, что у «плавного» снижения ставок рефинансирования имеется немало противников, которые считают, что подобная «запрограммированность» регулятора повышает риск притока спекулятивного капитала. Да, и процесс кредитования от этого страдает. Потенциальные кредитополучатели не спешат обращаться в банки, выжидая, когда ставки упадут ещё больше. Их даже не прельстили, как было объявлено, рекордно низкие с советских времён проценты, устанавливаемые регулятором.
Все выжидают дальнейшего падения ставок, которое, напомним, повторялись до сих пор с периодичностью в месяц, или около того. И судя по всему, туманные заявления представителей Центробанка, наподобие, «мы рассматривали этот вопрос, но не факт...» уже никого не могут ввергнуть в сомнения.
Все понимают, что задача поставлена предельно чётко, ориентируясь на поведение индекса потребительских цен, снижать ставки. Другое дело, как это делать - либо сразу «обвалить», либо же помесячно снижать на четверть процентного пункта. К тому же никто не знает, до какого предела готов «играть» Центробанк. Может быть, скажет «пас» и остановится на 8%, тем более, что существует «греческий фактор, который несколько отвлёк внимание спекулятивного капитала.