Покупая страховку, человек надеется, что отдает деньги за свое спокойствие. Однако на деле все оказывается совсем наоборот. Российские автолюбители не понаслышке знают о том, как страховщики всеми способами стараются увернуться от своих обязательств. А, судя по отзывам российских потребителей, больше всех в этом деле преуспела компания "Ренессанс Страхование" под руководством Бориса Йордана, пишет Правда.Ру.
Веря рекламным лозунгам и обещаниям страховщиков, миллионы владельцев автомобилей выбирают КАСКО. Ведь в этом случае застраховавшая компания обязуется покрыть застрахованному все убытки, полученные при повреждении или угоне авто. Однако, то что написано в договоре, обычно на деле выполняется редко, а правильнее сказать - почти никогда. Страховые компании находят миллионы причин и отговорок, чтобы не платить или хотя бы оттянуть этот момент на неопределенный срок.
Историями об автолюбителях, попавшихся на удочки алчных страховщиков, пестрит весь Интернет. И чтобы убедиться в этом, достаточно лишь заглянуть на популярные автолюбительские форумы. Причем на долю «Ренессанс Страхования» приходится львиная доля подобного рода жалоб и претензий.
«9 марта 2010 года на мой "Кашкай" упала глыба льда. В результате - вмяты 2 передние стойки и крыша, разбито боковое зеркало, - поделился несчастьем один из российских автовладельцев. - Все документы собрал и сдал в "Ренессанс Петербург". Звонил в страховую компанию раз в неделю, пытаясь выяснить, когда же машину поставят на ремонт. В результате сообщают, что в выплате по КАСКО отказано по причине отказа милиции возбуждать уголовное дело. А в милиции не видят причин его возбуждать, т. к. отсутствуют признаки преступления по ст.167 ч.1 УК РФ». «И зачем я плачу 38000 руб.?», - негодует пострадавший.
Может, в этом случае произошла случайная ошибка, роковое стечение обстоятельств? Но другие истории доказывают обратное. Не может ведь быть столько совпадений! К примеру, более чем показательна история, о том, как «Ренессанс Страхование» проявила чудеса изобретательности в расчете, видимо, на то, что уставший ждать клиент самостоятельно отремонтирует свой автомобиль или откажется от части выплат по страховке.
«Страховой случай наступил еще 1 февраля: разбили бампер и разбили "противотуманку", - рассказывает еще один автолюбитель. - В соответствии с правилами тут же сообщил о наступлении случая, имеющего признаки страхового, в ОВД и страховую компанию».
Однако, сотрудники call-центра страховой компании сказали владельцу пострадавшего авто, что необходимо настоять на возбуждении уголовного дела. В противном случае, мол, будет отказано в выплате.
«А ведь по правилам необходимо лишь сообщить в ОВД о ДТП, а не диктовать милиции, что ей делать. Не давить на участкового. Т. е. получается, что сотрудники страховой компании вводили меня в заблуждение...», - говорит автолюбитель, задаваясь вопросом о преднамеренности таких действий компании.
Впрочем, учитывая, что уголовное дело может длиться месяцами (а то и годами) и в это время, никакие страховые выплаты не производятся, расчет страховщика вполне оправдан, ведь за такой срок человек сам сможет оплатить ремонт своей машины, а со страховщика в таком случае, как «с гуся вода», а денежки в кармане.
При этом практика показывает, что возможностей для того, чтобы оттянуть время, у страховых компаний довольно много. Даже после того, как страхователь получит все справки из милиции и сдаст в компанию полный комплект необходимых документов, рассчитывать на то, что страховая выполнит свои обязательства не стоит.
«По истечении установленного правилами срока я обратился в страховую компанию с вопросом, какое решение принято, - рассказал "Правде.Ру" владелец машины, застрахованной по КАСКО. - Сами сотрудники "Ренессанс Страхования" не потрудились уведомить о принятом страховой компанией решении. Мне сообщили, что сомневаются, что заявленный ущерб стал результатом одного страхового случая и предложили либо отказаться от части заявленного ущерба, либо приехать еще раз в офис компании, написать еще одно заявление, и, выждав некие сроки, вновь предоставить автомобиль на дополнительную независимую экспертизу. Что само по себе является как минимум затягиванием времени...»
Далее алгоритм прост - уже порядком уставший от хамства и наглости клиент чинит машину за свой счет, и направляет в страховую компанию заявление с просьбой возместить потраченные на ремонт средства.
«По прошествии почти двух недель, не дождавшись ответа от страховой, интересуюсь результатами и получаю ответ, что часть документов утеряна и нужно все документы предоставить вновь, выждать необходимые сроки по новой. Занималась всем этим некая Голубева Светлана, - делится автовладелец. - Документы были высланы вновь и по прошествии еще двух недель, опять не дождавшись информации, звоню и поинтересовался результатами. Мне было сказано, что дело уже рассмотрено и деньги готовы поступить на счет в течение недели. Правда, если соглашусь на сумму в два раза меньшую, нежели вышла по чеку из автосервиса. Я был согласен уже и на это...».
Конечно, после подобного обращения автовладелец решается разорвать контракт с «Ренессанс страхованием». Однако не тут-то было... «Когда я приехал разрывать договор со страховой, мне сообщили, что я должен написать отказ от возмещения ущерба, иначе не получу ничего при разрыве договора за неиспользованный период времени... Со мной общался руководитель центра обслуживание клиентов некто Василий Солодовников...
А чуть позже, когда на счет перевели ту самую уполовиненную сумму по страховому случаю, мне специально позвонили и сообщили: расторгнуть договор я могу, но за неиспользованный период времени мне ничего не выплатят. Чтоб было понятно, о чем речь: страховка стоила более шестидесяти тысяч рублей, по страховому случаю мне выплатили в десять раз меньшую сумму, остальное пошло, видимо, в доходы "Ренессанс Страхования"...»
По мнению экспертов, опрошенных Правда.Ру, действия кампании - незаконны. «Страховая компания в любом случае должна выплатить, - уверен президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. - А если страховой компании нужно уголовное дело на виновника происшествия, то это их проблемы, пусть они сами этим занимаются. Они должны сами взаимодействовать с силовыми структурами, прежде всего со службами ГИБДД».
«Во-первых, настаивать на возбуждении уголовного дела - это противоречит законодательству. Тем более, если нет оснований для возбуждения уголовного дела. А потом, извините, что значит возбуждать уголовное дело? Уголовное дело - это когда мы видим противоправные деяния. У нас есть уголовный кодекс. Столкновение двух машин, если это не связано с преступлением - это гражданско-правовые отношение, возмещение ущерба, то, что предусмотрено гражданским кодексом и для чего как раз и существуют страховые кампании», - считает адвокат Московского общества Защиты прав потребителей Людмила Трифонова.
Депутат Госдумы, член комитета по финансовому рынку Алексей Багаряков подтвердил, что такая проблема существует. «К нам обращаются с жалобами не только из Москвы, но и из других крупных городов страны. Действительно, страховые компании таким образом вводят в заблуждение наших граждан и своих клиентов. Причина одна - это нежелание расставаться с деньгами», - говорит специалист.
Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовому рынку Владислав Резник в свою очередь отмечает, что если в тексте договора нет такого пункта, то «гражданин не должен добиваться возбуждения уголовного дела в случае аварии. Он должен все зафиксировать, и, собрав необходимые документы, обратиться за выплатой», - считает депутат. Впрочем, даже если подобное условие где-то прописано, то, на взгляд парламентария, «вставлять такие требования компания не должна».
Тем, кто уже стал жертвой страховых обстоятельств, и тем, кому ещё только предстоит столкнуться с подобного рода неприятностями, эксперты советуют не идти на поводу у страховщиков и добиваться справедливости.
«Нужно напрямую писать письма жалобы в Росстрахнадзор, - считает Алексей Багаряков. - По крайней мере, на моей памяти реакция регулятора всегда была адекватная. Кроме того, одна или две жалобы могут долго рассматриваться. А если будут десятки, сотни жалоб на какую-то компанию, то, я думаю, незамедлительно последуют меры - и для страховой компании в этом случае будет выгодней исполнять условия договора».
Людмила Трифонова советует автовладельцам не бояться обращаться в суд: «Оценку деятельности этой кампании может дать только прокуратура. Поэтому граждане могут обратиться с заявлением в прокуратуру о том, чтобы проверили деятельность данной организации». Она отмечает, что «если люди будут обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, то суд скорей всего будет стоять на защите прав граждан, которые попали в кабалу к этой компании».
Все это, конечно можно сделать, но ведь страховые компании и рассчитывают на то, что их клиенты устанут оббивать пороги судов и инстанций и оплатят свои убытки сами. Но ведь от такого отношения некоторых страховых компаний возникает недоверие к самому институту страхования. Волнует ли это самих страховщиков хоть в какой-то мере?