Государство хочет пополнить казну новыми дорожными сборами. В среду в Москве на конференции в рамках недели российского бизнеса вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил о планах взимать деньги за проезд по дорогам с автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Это сыграет на руку РЖД - их прямого конкурента и поднимет цены на перевозимые товары.
По его словам, чтобы взимать плату, необходимо выработать систему администрирования этих сборов, создать технические условия. "Не бабушка же будет сидеть на обочине и на глаз определять 12 тонн или 11", - цитирует вице-премьера РИА Новости.
Иванов убежден, что налог введут, как только решат проблему подсчета веса. "По этой инициативе решение еще не принято, с этой инициативой вышел сам Минтранс. Могу сказать, что это будет сделано не быстро, определенно не в этом году. Когда будем готовы, тогда мы введем", - уверенно заключил Иванов. При этом, как отметил вице-премьер, сборы не коснутся «Газелей» и маленьких грузовичков.
Есть, впрочем, в действующем законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» фраза о том, что «решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования». Но закон можно и «объехать»...
Сергей Иванов отметил, что на железной дороге часть средств тарифа идет на модернизацию и ремонт полотна. Авиакомпании платят сбор за полет. "И только на автодорогах никто ни за что не платит. Металлурги начали вывозить металл фурами, после чего дорожное полотно в ужасном состоянии", - подчеркнул вице-премьер.
Стоит отметить, что ОАО «РЖД» безусловно заинтересовано в снижении конкурентоспособности своих прямых конкурентов, коим является большегрузный автомобильный транспорт. Подобные инициативы уже высказывал глава РЖД Владимир Якунин. И случилось это 1 апреля, на Всероссийском совещании Федеральной службы по тарифам России
«Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта. У нас дороги бесплатные, состояние дорог характеризуется известным афоризмом», - цитирует афористичного главу дорожной монополии Колеса.ру. Пресс-служба РЖД затем убеждала, что Якунин этого не говорил, или говорил, но не это...
Но проходит совсем немного времени и идеи Якунина звучат уже из уст вице-премьера. Иванов напомнил, что в ЕС оплачивается проезд всех большегрузных автомобилей, в то время как Россия взимает плату с европейских перевозчиков, а свои фуры по дорогам ездят бесплатно. Правда, платить иностранцев заставили только в прошлом году, наши перевозчики за пользование европейскими магистралями платили всегда. Хотя и не во всех странах. Те, кто взимали, получили ответную и вполне конкурентную реакцию. Если не принимать во внимание качество автодорог в Европе и у нас...
Пока лица заинтересованные в новых налогах рассуждают «как у них там», неплохо было бы подумать «а как у нас будет здесь». Очевидно, что мнение о том, что автомобилисты не вкладываются в инфраструктуру, не соответствует действительности. Автомобилисты (в том числе и автолюбители) платят транспортный налог, который отдали на откуп региональным властям, бензиновые акцизы и прочее. Да еще содержат целую банду коррупционеров в погонах и присосавшихся к отечественным дорогам «бизнесов». Да еще и будут платить за пользование платными трассами...
Поэтому говорить о выравнивании конкурентных условий путем введения дополнительных сборов для конкурентов, мягко говоря, странно. Хотя в условиях бума «налогового изобретательства» при дефиците бюджета в некотором смысле своевременно.
Только платить за идеи пополнения бюджета и повышения эффективности РЖД путем опускания конкурентов до уровня неэффективности монополии будут не перевозчики, а население страны. Фуры они ведь не только металл за границу гоняют, они еще и продовольствие и всяческую иную потребительскую продукцию возят. О планах проложить железнодорожные ветки к каждому супермаркету страны что-то не слышно. А значит, возить будут по-прежнему фуры, введут подобный налог или нет. Но работать себе в убыток они не будут, а супермаркеты не станут торговать в убыток. Так что заплатит население, которое покупать продукты не перестанет...