«АвтоВАЗ» подписал с кредиторами меморандум о реструктуризации задолженности, составляющей порядка 38 млрд руб., и в ближайшее время получит государственную поддержку в размере 28 млрд руб. для урегулирования вопросов с банками и модернизации предприятия. Об этом сообщил в понедельник замминистра экономического развития РФ Андрей Клепач.
«28 миллиардов рублей зарезервированы и переведены в "Ростехнологии", и в ближайшее время эти деньги перейдут в "АвтоВАЗ"», - сказал Клепач. Отметив, что меморандум с банками уже подписан.
«Не готов ответить, как быстро "АвтоВАЗ" получит деньги, сколько на это уйдет дней, но, думаю, что это произойдет в ближайшее время», - отметил чиновник.
В начале апреля президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров говорил, что вся сумма, зарезервированная Ростехом, уйдет на погашение долга перед Сбербанком и ВТБ, который в сумме как раз составляет около 28 млрд руб., пишет Reuters. Это позволит «АвтоВАЗу» вернуть деньги без дисконта. Он же напоминал, что в постановлении правительства о выделении компании помощи в 28 млрд руб. значились два условия: утверждение бизнес-плана и достижение договоренности с банками о реструктуризации задолженности.
Остальной долг автопроизводителя - еще примерно 10 млрд руб. - принадлежит в основном «дочкам» ВЭБа - Глобэксу и НТБ. «АвтоВАЗ» пока не говорит, откуда возьмет средства на погашение этих 10 млрд руб.
Ранее источники рассказывали Рейтер, что недостающие деньги могут быть выделены из бюджета РФ. А премьер Владимир Путин, обещавший дать эти средства в конце прошлого года, напомнил 4 марта, что они зарезервированы в бюджете.
Клепач напомнил, что «АвтоВАЗу» ранее уже были выданы 25 млрд руб. на урегулирование долгов банкам и поставщикам, а также 12 млрд руб. на социальные выплаты «на ту занятость, которую обеспечивает "АвтоВАЗ"». Изначально предполагалось выдать «АвтоВАЗу» 70 млрд руб.
После урегулирования проблем с кредиторами АвтоВАЗ получит новые средства от банков на инвестиционную программу, ранее одобренную тремя министерствами - Минэкономразвития, Минпромторгом и Минфином, сказал Клепач.
Аналитики ФГ «Калита-Финанс» отмечают, что в целом, это, безусловно, ожидаемое событие. «Правительство продолжает "лечить мертвого пациента", вкачивая в него ресурсы. Деньги, выделенные "Ростехнологиями", пойдут на погашение обязательств перед банками-кредиторами, после чего эти же банки (ВТБ и Сбербанк) снова откроют кредитные линии автопроизводителю (на те самые 28 млрд руб.), но уже под меньший процент. В целом, вряд ли что-либо в ближайшее время изменится, руководство страны четко дало понять, что "Автоваз" - это давно уже не вопрос экономики, а государственной политики, поэтому правительство продолжит оказывать поддержку отечественному автопроизводителю снова и снова», - поясняют они.
Напомним, в конце прошлого года заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев отправил в аппарат правительства письмо, в котором сформулировал позицию ведомства относительно поддержки «АвтоВАЗа». Дементьев рассказал, что текущая численность персонала завода (100 тыс. человек) рассчитана на выпуск 660 тыс. автомобилей в год, а за девять месяцев 2009 года было продано лишь 269,5 тыс. машин. По его словам, сохранение такого штата приведет к «необратимому ухудшению финансового состояния и поставит под сомнение возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность».
Будущее АвтоВАЗа представитель Минпромторга также назвал спорным. По его словам, бизнес-план завода опирается на выпуск нескольких моделей, в частности, Kalina Low Cost (нынешняя Kalina, но в более дешевом исполнении), B0 (Renault Logan) и Lada Priora. Это автомобили одного класса (В), под одним брендом, которые находятся в схожей ценовой нише, а это уже делает продуктовую стратегию АвтоВАЗа крайне рискованной, говорил он.
Видимо, за численность сотрудников Минпромторгу больше переживать не надо. Очередная партия работников может быть уволена уже в начале мая. 1 марта некоторые рабочие «АвтоВАЗа» начали получать уведомления о том, что будут уволены через 2 месяца, если за этот срок не согласятся добровольно перейти на работу в дочерние предприятия завода. Речь идет о 500-600 сотрудниках «АвтоВАЗа», не торопящихся оформить перевод в специально созданные дочерние предприятия «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр».
Однако, как отмечают специалисты, у работников достаточно мотивов не переходить в «дочки». Во-первых, в «дочках» нет уверенности в завтрашнем дне - они будут существовать, пока идет субсидирование государством, а дальше будет увольнение по сокращению штата. А так же у работников «дочек» нет индивидуальных трудовых договоров, определенного места работы, спецодежды и т д.
А вот с увеличением продаж у АвтоВАЗа пока не клеится. За первый квартал 2010 года его продажи автомобилей снизились на 21,6% - до 69,5 тыс. машин. В кризисном 2009 году продажи «АвтоВАЗа» снизились на 44% по сравнению с 2008 годом - до 349,49 тыс.
Однако надежда, как говорится, умирает последней. 10 марта совет директоров компании утвердил бизнес-план «АвтоВАЗа» до 2020 года, который предусматривает рост производства к концу этого периода до 1,2 млн автомобилей в год и объем инвестиций за десятилетие до 3 млрд евро.