Государство решило провести "чистку" страховых компаний, увеличив минимально допустимый для занятия данным видом деятельности уставной капитал - с 30 до 120 млн руб. Соответствующий законопроект, а также поправки, регулирующие процедуру банкротства финансовых организаций, были приняты Госдумой 9 апреля в третьем, окончательном чтении.
В среднем, согласно данному законопроекту, планка минимального уставного капитала страховщиков повышается вчетверо. Cо вступлением в законную силу проекта вводятся и другие меры, ужесточающие контроль за предоставлением услуг по страхованию. Смысл принятия нового законопроекта заключается в регулировании процедуры банкротства в сфере страховой деятельности, равным счётом, как и во введении превентивных мер по недопущению несостоятельности организаций, обеспечивающих страховые выплаты.
Всевозможные апелляции страховщиков к законодателям, что в экономически сложные времена страховой бизнес, как никогда был подвержен рискам, и, следовательно, нуждается не в ужесточении, а, наоборот, в преференциях, не возымели никакого действа. Контраргументы были железные - за год, не исполнив обязательств перед клиентами, страховые компании испарялись десятками. Эксперты прогнозируют, что в нынешнем году только в сегменте страхования гражданской автоответственности (автокаско) проредит число страховщиков примерно на четверть.
Итак, с 1 января 2012 года, согласно принятому 9 апреля Государственной Думой Российской Федерации законопроекту, минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование как в форме добровольного, так и обязательного страхования, устанавливается в сумме 30 млн руб.
Для других видов страхования законопроектом устанавливается минимальная сумма уставного капитала в 120 млн. руб. с умножением на соответствующие коэффициенты. Таким образом минимальный размер уставного капитала для страховщиков, осуществляющих имущественное страхование или страхование от несчастных случаев и заболеваний составит 120 млн руб., страхование жизни - 240 млн руб., перестрахование - 480 млн руб.
Данный законопроект распространяется на страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды. Данный законопроект является дополнением к Федеральному закону Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
В качестве мер по предупреждению банкротства финансовых организаций, которые в равной степени могут быть применены к вышеозначенному кругу субъектов правоотношений в области страховой деятельности, могут быть применены: - оказание финансовой помощи финансовой организации ее учредителями /участниками/ и иными лицами; - изменение структуры активов и структуры пассивов финансовой организации; - увеличение размера уставного капитала финансовой организации и величины ее средств (капитала); - реорганизация организации; - иные не запрещенные законодательством Российской Федерации меры.
При возникновении предпосылок к банкротству, финансовая организация обязана утвердить и направить в контролирующий государственный орган план восстановления своей платежеспособности, содержащий анализ финансового состояния, перечень возможных мер по предотвращению банкротства, а также сроки их применения (не более полугода с момента возникновения оснований для признания финансовой несостоятельности). К плану должны прилагаться документы, свидетельствующих о реальности мер, которые предполагается предпринять.
В качестве основания для применения мер по предупреждению банкротств законодатель указывает: 1) неоднократный отказ в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. При этом под отказом понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение 10 рабочих дней со дня возникновения обязанности удовлетворения таких требований, если законом о банкротстве не предусмотрено иное. 2) неисполнение обязанностей по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения; 3) недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, если срок исполнения таких обязательств и (или) обязанности наступил.
Законопроектом особо оговаривается, что субъекты страховой деятельности в период ограничения или приостановления действия лицензии не вправе открывать представительства и филиалы без предварительного разрешения органа страхового надзора.
Также без особого разрешения не дозволяется изменение наименования (фирменного наименования), места нахождения и почтового адреса субъекта страхового дела, а также реорганизация субъекта страхового дела. Отказ компетентного органа выдать предварительного разрешения обязан быть мотивированным. Страховщики в свою очередь должны создать условия для обеспечения сохранности необходимых документов.
В законопроекте не исключается возможность продажи страхового портфеля организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования иной страховой организации по согласованию с контрольным органом.