ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в рамках эксперимента по организации контроля оплаты проезда пассажирами с 1 июня планирует распространить практику работы разъездных кассиров в пригородных электропоездах. Об этом сообщил начальник департамента пассажирского сообщения РЖД Геннадий Верховых.
Напомним, с 25 февраля такой эксперимент был запущен на маршруте Москва - Тверь, где и подтвердил свою эффективность. В первый день эксперимента выручка на двух утренних поездах увеличилась в 3,5 раза и составила 75 тыс. руб., а на вечерних двух - в 2,5 раза, до 39 тыс. руб. Поэтому теперь кондукторы будут обслуживать поезда Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.
Суть новой технологии работы заключается в том, что на конечных станциях посадка производится через одну из дверей вагона по проездным документам, а на остановках в пути следования посадка и высадка осуществляется из обеих дверей всех вагонов. Во время следования кассиры проверяют билеты у вошедших пассажиров, поясняет РИА Новости.
Правда, помимо разъездного кондуктора в каждом вагоне находился сотрудник частного охранного предприятия «РЖД-Охрана». Насколько разорительно такое количество сотрудников, судить не нам, но с убытками РЖД от проезда «зайце» явно надо бороться, причем какими-то новыми неординарными способами, так как хитрые россияне уже давно научились оббегать кондукторов в вагоне по перрону и прыгать через турникеты.
Конечно, нововведение 2000-х годов - турникеты - помогло снизить количество безбилетников, но не на столько, чтобы работа пригородных электричек перестала быть безубыточной. Действующие тарифы РЖД составляют в среднем лишь 50% от себестоимости перевозок. И при этом до 30% пассажиров пригородных поездов в России не оплачивают проезд.
Начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых рассказал, что пригородные перевозки по железной дороге настолько убыточны, что денег от продажи билетов в 2011 году может хватить только на девять месяцев. Финансирование выпадающих доходов, а также инвестиций в сфере пригородных перевозок в течение продолжительного периода времени осуществлялось ОАО «РЖД» за счет перекрестного субсидирования от грузовых перевозок. Однако со следующего года такая практика будет прекращена.
Ожидается, что головная компания вообще не будет заниматься пригородным сообщением. Оно полностью ляжет на плечи формирующихся сейчас 26 региональных пригородных компаний. 18 уже созданы. Но пока большого желания вложить в них деньги у местных властей нет.
Впрочем, на это есть серьезная причина. Сейчас РЖД сдает подвижной парк пригородным перевозчикам лишь в аренду и не может передать его на баланс региональным компаниям. При этом Верховых сказал, что Совет директоров РЖД может принять такое решение, но только если появится закон о пассажирском сообщении. Он должен регламентировать перевозку пассажиров в электричках и передачу имущества пригородным компаниям, пояснил Верховых. Этот законопроект сейчас разрабатывает Минтранс.
В свою очередь, Федеральная служба по тарифам готовит документ, который будет определять единый принцип подхода к формированию тарифов на пригородных перевозках. Напомним, что недавно вице-премьер Сергей Иванов поручил навести порядок в ценообразовании на пригородном сообщении. Верховых отметил, что новый документ поможет это сделать. И тогда удастся избежать ситуации, которая возникла в начале года в некоторых регионах, где проезд в электричках резко подорожал. Например, по Москве он стоил дороже, чем до ближайшей станции в Московской области.
Однако даже такое повышение стоимости билетов не дало ожидаемого эффекта. И народ взбунтовался, в результате чего пришлось вновь снижать стоимость, да и прибыли не получилось, так как даже те москвичи, которые предпочитали платить, стали бегать от кондукторов и прыгать через турникеты.
В текущем году ожидаемый убыток от работы пригородного комплекса РЖД может составить около 30 млрд руб. Убыток за 2009 год составил 26 млрд руб., из них только 2,8 млрд были компенсированы субъектами Федерации. Из-за этого «подавляющее большинство регионов пошло по пути сокращения размеров движения пригородных поездов, как меры для снижения объемов субсидирования. Однако недовольство пассажиров сложившейся ситуацией обращено исключительно на железнодорожников», сказал Геннадий Верховых.
Кстати, проблема безбилетников остро стоит не только у нас России. Так, в феврале этого года Барселона подняла штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте. Теперь они выше, чем в любом другом мегаполисе Европы.
Штраф за безбилетный проезд в метро и наземном транспорте города повысился на 10 евро и составляет теперь внушительную сумму в 50 евро. Между тем, администрация городского метрополитена, предлагает властям новый законопроект, согласно которому безбилетные пассажиры будут обязаны выплачивать административный штраф от 150 до 600 евро.