В четверг крупнейшие авиакомпании Великобритании и Испании - British Airways и Iberia официально объявили о своем слиянии. Завершить объединение планируется в конце года, в результате чего появится вторая по величине после немецкой Lufthansa европейская авиагруппа - International Airlines Group. При этом бренды обеих компаний будут сохранены.
Нынешнее соглашение стало развитием подписанного в ноябре прошлого года меморандума о взаимопонимании. Переговоры о слиянии двух авиакомпаний началось ещё летом 2008 года. К осени оба авиаперевозчика пришли к пониманию, что объединение, в условиях экономического кризиса - пожалуй, единственный способ выжить.
Операционный убыток «Бритиш Эйрвэйс» за шесть месяцев 2009-10-го финансового года, окончившегося 30 сентября, составил $358,3 млн, по сравнению с операционной прибылью в $231,2 млн за аналогичный период прошлого финансового года. В первом квартале 2009-2010 финансового года британская авиакомпания также получила доналоговый убыток в 148 млн фунтов стерлингов.
Для того чтобы остаться на плаву, точнее на взлёте, британскому перевозчику пришлось экономить везде где это возможно. «Бритиш Эйрвэйс» пришлось отменить питание на коротких рейсах. Кроме того в рамках «увольнений по собственному желанию», уходов на пенсию и уменьшения рабочих часов сократила более 2 тыс. наземного и лётного персонала. Более того British Airways PLC в начале года заявила, что намерена ещё больше сократить штат, а заодно заморозить рост заработных плат на два года.
Данные инициативы вызвали резкое неприятие профсоюза авиакомпании. Как результат - две забастовки бортпроводников «Бритиш Эйрвэйс» в марте этого года. Первоначально предполагалсь, что процесс слияния авиакомпаний начнется 31 марта и закончится в первом квартале 2010 года. Но 2 апреля пресс-служба British Airways PLC обнародовала заявление, в котором сказано, что подписание соглашения о слиянии откладывается «по причинам технического характера». Вместе с тем британцы оговорились, что задержка не связана с прошедшими забастовками.
Что же касается испанцев, то за первый квартал финансового года 2009-2010 «Иберия» потеряла 165,3 млн евро. Пришлось прибегнуть к тривиальным в подобных ситуациях методам, ничем не отличающихся от тех, к которым прибегла компания - нынешний партнёр. Совет директоров перевозчика также одобрил замораживание зарплат всем работникам в 2010 и 2011 годах, и заявил о планах предлагать бортпроводникам и экипажу досрочно уходить на пенсию по достижении 55 лет.
«В продолжение подписанного 12 ноября 2009 года протокола о намерениях компания Iberia сообщает, что на сегодняшний день выполнены все необходимые для слияния условия, и подписывает с компанией British Airways окончательное соглашение о слиянии», - отмечает в своём коммюнике пресс-служба испанской авиакомпании.
В тексте самого договора сказано: «Слияние будет выгодным для акционеров, клиентов и работников обеих компаний. Новая компания станет одной из крупнейших авиагрупп мира». Оснований для подобных утверждений более, чем предостаточно. В распоряжении обеих компаний, как опять же говориться в подписанном сегодня документе, 408 авиалайнера, выполняющих более двух сотен воздушных сообщений.
Суммарный годовой объём пассажирских перевозок «Бритиш Эйрвэйс» и «Иберии» зашкаливает за 58 млн человек. Сохранив прежние бренды, фирменную окраску своих воздушных судов и их национальные регистрационные номера, на рынке авиаперевозок новая компания будет выступать, как International Airlines Group. В совет её директоров войдет 14 человек, по семь человек от каждой авиакомпании. Штаб-квартира авиальянса разместится в Мадриде, а финансовый и оперативный офисы - в Лондоне.
Если судить по вышеприведённым показателям, то новая авиакомпания станет второй в Европе после немецкой «Люфтганзы». По мнению представителей «Бритиш Эйрвэйс» и «Иберии», их объединение позволит сэкономить на двоих примерно $530 млн в год.