Европейско-японский автоальянс

Немецкий автоконцерн Daimler и франко-японский Renault-Nissan объявили о создании альянса, который предполагает совместный оборот комплектующих, разработку электромобилей и взаимный обмен 3,1% акций. Акции Daimler будут поделены между японской и французской составляющими Renault-Nissan, а доля французской Renault в Nissan сократится до 43,2 %.

Предполагается, что в будущем, в рамках нового союза между компаниями будет происходить обмен технологиями, в первую очередь в области создания автомобильных двигателей нового поколения. В частности, как сообщает пресс-служба Daimler AG, «даймлеровскими» двигателеми планируется оснащать автомобили Nissan Infiniti. Сотрудничество будет происходить и в сфере производства автомобилей немецкой модели Smart ForTwo и французской - Renault Twingo.

Первые косвенные признаки грядущего объединения проявились в конце марта - начале апреля, когда между Daimler и Renault-Nissan было заключён пакет соглашений об обмене платформами и силовыми агрегатами марок «Mersedes-Benz», «Smart», «Renault» и «Nissan». Как сообщил после заключения соглашения специализированный автомобильный журнал Automobilwoche, Daimler в сотрудничестве с Renault-Nissan планирует приступить к разработке преемника городской малолитражки Smart ForTwo.

Как отмечает издание, данный автомобиль на рынке должен появиться к 2014 году. В интервью журналу вице-президент Центрального объединения предприятий немецкой автомобильной отрасли Ульрих Фромме отметил, что Smart ForTwo способен продержаться на рынке Европы ещё от силы года четыре и нуждается в основательной модернизации. «Даймлеровцы» готовы поделиться с Renault модульной заднеприводной платформой от преемника Smart ForTwo. На этой же платформе Renault планирует создать городские электромобили Twizy и Zoe.

Ранее уже сообщалось о планах создании к 2013 году нового поколения Smart ForFour на платформе компактного хэтчбека Renault Twingo. Первый Smart ForFour, созданный в сотрудничестве с японской компанией Mitsubishi на базе её хэтчбека Colt, появился на рынке в 2004 году. Однако уже через два года был снят с производства из-за низкого спроса. Теперь же в сотрудничестве с Renault-Nissan немецкий автоконцерн планирует реанимировать данную модель в обновлённом виде.

Кроме того, Renault позаимствует у Daimler трехцилиндровые бензиновый и дизельные двигатели, котрые ныне устанавливаются на «смартах», и технологию «Стоп-Старт». В планах партнеров - разработка новой линейки 1,8-литровых турбодвигателей, которые будут устанавливаться на «Mersedes» A и B-класса, а также на французских моделях Twingo, Clio, Megane и Scenic.

Цели, которые преследуют автоконцерны, объединяясь в союз - увеличение масштабов выпуска и раздела инвестиционных затрат. За счёт увеличения объёмов продаж предполагается снизить цены на автомобили. Японо-франко-немецкому автоальянсу, если брать нынешние объёмы продаж каждой компании по отдельности, вполне по силам выйти на третье место среди производителей автомобилей в мире. Совокупные продажи автомобилей данного объединения могут составить 7,68 млн машин.

Примечательно, что после объединения немецкого «Volkswagen» и японской «Suzuki», автомобильный концерн Volkswagen-Suzuki занял первое место по объёмам продаж - 8,59 млн автомобилей в год. На второй позиции японская «Toyota» - 7,81 млн автомобилей.

Что характерно, тяга к объединению у автомобильных фирм возникает в кризисные или посткризисные годы. Взять хотя бы уже упоминавшийся Volkswagen-Suzuki. Официально об объединении этих автопроизводителей было объявлено в декабре прошлого года. Согласно условиям соглашения о создании концерна, Volkswagen получил 19,9% акций Suzuki. В качестве ответного шага Suzuki вложила в акции Volkswagen почти половину полученных от продажи средств.

Сам концерн Renault-Nissan - тоже посткризисное детище, правда, относящееся ко времени предыдущего вселенского экономического кризиса. Компании договорились о создании альянса в 1999 году. Французский концерн приобрел тогда 36,8% «ниссановских» акций. Японцы же, в свою очередь, получали 15% Renault.

Не избежал укрупнений и нынешний германский партнёр Renault-Nissan. За год до создания франко-японского концерна, в результате слияния с американской автомобильной корпорацией Chrysler стал акционерным обществом DaimlerChrysler AG. Правда, в 2007 году «Daimler» избавился в своём названии от «крайслеровского» придатка, а в 2009 году стал спешно распродавать акции американского автоконцерна.

До поглощения «Chrysler» немецкий концерн назывался «Daimler-Benz». Слияние двух старейших немецких автомобильных фирм произошло в 1926 году, когда Веймарская Республика переживала, мягко говоря, далеко не лучшие времена, а вместе с ней и автомобильная промышленность Германии.

«Chrysler», как и все остальные американские автогиганты, тоже кризисное порождение. «Великая депрессия» начала 30-х годов заставила мелкие автомобильные фирмы объединяться под крылом более крупных собратьев в концерны. Таким образом в разные годы были созданы Chrysler Сorporation, General Motors, Ford Motor Company и American Motors Сorporation. Последняя из выше названных корпораций, кстати, не пережила энергетический кризис 70-х - 80-х годов. Цепочку можно прослеживать и далее.

Фирмы, не пожелавшие объединяться, постепенно становились достоянием истории. Так происходило как в довоенные времена, так и в послевоенные времена, причём, как за океаном, так и в Старом Свете. Впрочем, вхождение в состав автоконцернов также не гарантировало тем или иным маркам автомобилей сохранения на рынке. Были в истории автомобилестроения и примеры скупки предприятий с целью последующего банкротства.

Что же касается партнёров по новосозданному альянсу, то каждый из них является владельцем определённых долей других автомобильных компаний по всему миру. Имеются они и в крупнейших российских автопроизводителях - АвтоВАЗе и КамАЗе.

Так в прошлом месяце Daimler AG и Европейский банк реконструкции и развития завершили сделку по покупке «КАМАЗовских» акций. Daimler увеличил свою долю до 11%, ЕБРР вошел в состав акционеров КамАЗа с долей 4%. В результате данной сделки доля «Тройки Диалог» в КамАЗе сократилась до 39% с прежних 44%.

С российской стороны крупным акционером Камского автозавода является госкорпорация «Ростехнологии», которой принадлежит 37,8% акций. В свою очередь Renault-Nissan в феврале 2008 года приобрёл 25% АвтоВАЗа. Однако на этом концерн не остановился и почти одновременно с докупкой «Daimler» акций в Набережных Челнах официально объявил о намерениях увеличить свою долю в АвтоВАЗе.

«Мы выступили с предложением приобрести долю акций в «АвтоВАЗе». На что получили ответ: «Хорошо, 25%», и мы купили 25%. Мы считаем, что 25% - очень хорошая доля для начала долгосрочного сотрудничества. Теперь если российское правительство хочет, чтобы мы пошли дальше, мы обдумаем данную перспективу», - сказал в интервью российскому телеканалу Russia Today президент концерна Карлос Гон, и добавил при этом, что в ближайшие 5-10 лет Renault-Nissan намерен увеличить свою долю на российском рынке с 30 до 40%. Судя по истории мирового автомобилестроения, отечественным маркам предстоит раствориться в автомобилестроительном суперорганизме.

Сергей Николаев
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.