Немецкий автоконцерн Daimler и франко-японский Renault-Nissan объявили о создании альянса, который предполагает совместный оборот комплектующих, разработку электромобилей и взаимный обмен 3,1% акций. Акции Daimler будут поделены между японской и французской составляющими Renault-Nissan, а доля французской Renault в Nissan сократится до 43,2 %.
Предполагается, что в будущем, в рамках нового союза между компаниями будет происходить обмен технологиями, в первую очередь в области создания автомобильных двигателей нового поколения. В частности, как сообщает пресс-служба Daimler AG, «даймлеровскими» двигателеми планируется оснащать автомобили Nissan Infiniti. Сотрудничество будет происходить и в сфере производства автомобилей немецкой модели Smart ForTwo и французской - Renault Twingo.
Первые косвенные признаки грядущего объединения проявились в конце марта - начале апреля, когда между Daimler и Renault-Nissan было заключён пакет соглашений об обмене платформами и силовыми агрегатами марок «Mersedes-Benz», «Smart», «Renault» и «Nissan». Как сообщил после заключения соглашения специализированный автомобильный журнал Automobilwoche, Daimler в сотрудничестве с Renault-Nissan планирует приступить к разработке преемника городской малолитражки Smart ForTwo.
Как отмечает издание, данный автомобиль на рынке должен появиться к 2014 году. В интервью журналу вице-президент Центрального объединения предприятий немецкой автомобильной отрасли Ульрих Фромме отметил, что Smart ForTwo способен продержаться на рынке Европы ещё от силы года четыре и нуждается в основательной модернизации. «Даймлеровцы» готовы поделиться с Renault модульной заднеприводной платформой от преемника Smart ForTwo. На этой же платформе Renault планирует создать городские электромобили Twizy и Zoe.
Ранее уже сообщалось о планах создании к 2013 году нового поколения Smart ForFour на платформе компактного хэтчбека Renault Twingo. Первый Smart ForFour, созданный в сотрудничестве с японской компанией Mitsubishi на базе её хэтчбека Colt, появился на рынке в 2004 году. Однако уже через два года был снят с производства из-за низкого спроса. Теперь же в сотрудничестве с Renault-Nissan немецкий автоконцерн планирует реанимировать данную модель в обновлённом виде.
Кроме того, Renault позаимствует у Daimler трехцилиндровые бензиновый и дизельные двигатели, котрые ныне устанавливаются на «смартах», и технологию «Стоп-Старт». В планах партнеров - разработка новой линейки 1,8-литровых турбодвигателей, которые будут устанавливаться на «Mersedes» A и B-класса, а также на французских моделях Twingo, Clio, Megane и Scenic.
Цели, которые преследуют автоконцерны, объединяясь в союз - увеличение масштабов выпуска и раздела инвестиционных затрат. За счёт увеличения объёмов продаж предполагается снизить цены на автомобили. Японо-франко-немецкому автоальянсу, если брать нынешние объёмы продаж каждой компании по отдельности, вполне по силам выйти на третье место среди производителей автомобилей в мире. Совокупные продажи автомобилей данного объединения могут составить 7,68 млн машин.
Примечательно, что после объединения немецкого «Volkswagen» и японской «Suzuki», автомобильный концерн Volkswagen-Suzuki занял первое место по объёмам продаж - 8,59 млн автомобилей в год. На второй позиции японская «Toyota» - 7,81 млн автомобилей.
Что характерно, тяга к объединению у автомобильных фирм возникает в кризисные или посткризисные годы. Взять хотя бы уже упоминавшийся Volkswagen-Suzuki. Официально об объединении этих автопроизводителей было объявлено в декабре прошлого года. Согласно условиям соглашения о создании концерна, Volkswagen получил 19,9% акций Suzuki. В качестве ответного шага Suzuki вложила в акции Volkswagen почти половину полученных от продажи средств.
Сам концерн Renault-Nissan - тоже посткризисное детище, правда, относящееся ко времени предыдущего вселенского экономического кризиса. Компании договорились о создании альянса в 1999 году. Французский концерн приобрел тогда 36,8% «ниссановских» акций. Японцы же, в свою очередь, получали 15% Renault.
Не избежал укрупнений и нынешний германский партнёр Renault-Nissan. За год до создания франко-японского концерна, в результате слияния с американской автомобильной корпорацией Chrysler стал акционерным обществом DaimlerChrysler AG. Правда, в 2007 году «Daimler» избавился в своём названии от «крайслеровского» придатка, а в 2009 году стал спешно распродавать акции американского автоконцерна.
До поглощения «Chrysler» немецкий концерн назывался «Daimler-Benz». Слияние двух старейших немецких автомобильных фирм произошло в 1926 году, когда Веймарская Республика переживала, мягко говоря, далеко не лучшие времена, а вместе с ней и автомобильная промышленность Германии.
«Chrysler», как и все остальные американские автогиганты, тоже кризисное порождение. «Великая депрессия» начала 30-х годов заставила мелкие автомобильные фирмы объединяться под крылом более крупных собратьев в концерны. Таким образом в разные годы были созданы Chrysler Сorporation, General Motors, Ford Motor Company и American Motors Сorporation. Последняя из выше названных корпораций, кстати, не пережила энергетический кризис 70-х - 80-х годов. Цепочку можно прослеживать и далее.
Фирмы, не пожелавшие объединяться, постепенно становились достоянием истории. Так происходило как в довоенные времена, так и в послевоенные времена, причём, как за океаном, так и в Старом Свете. Впрочем, вхождение в состав автоконцернов также не гарантировало тем или иным маркам автомобилей сохранения на рынке. Были в истории автомобилестроения и примеры скупки предприятий с целью последующего банкротства.
Что же касается партнёров по новосозданному альянсу, то каждый из них является владельцем определённых долей других автомобильных компаний по всему миру. Имеются они и в крупнейших российских автопроизводителях - АвтоВАЗе и КамАЗе.
Так в прошлом месяце Daimler AG и Европейский банк реконструкции и развития завершили сделку по покупке «КАМАЗовских» акций. Daimler увеличил свою долю до 11%, ЕБРР вошел в состав акционеров КамАЗа с долей 4%. В результате данной сделки доля «Тройки Диалог» в КамАЗе сократилась до 39% с прежних 44%.
С российской стороны крупным акционером Камского автозавода является госкорпорация «Ростехнологии», которой принадлежит 37,8% акций. В свою очередь Renault-Nissan в феврале 2008 года приобрёл 25% АвтоВАЗа. Однако на этом концерн не остановился и почти одновременно с докупкой «Daimler» акций в Набережных Челнах официально объявил о намерениях увеличить свою долю в АвтоВАЗе.
«Мы выступили с предложением приобрести долю акций в «АвтоВАЗе». На что получили ответ: «Хорошо, 25%», и мы купили 25%. Мы считаем, что 25% - очень хорошая доля для начала долгосрочного сотрудничества. Теперь если российское правительство хочет, чтобы мы пошли дальше, мы обдумаем данную перспективу», - сказал в интервью российскому телеканалу Russia Today президент концерна Карлос Гон, и добавил при этом, что в ближайшие 5-10 лет Renault-Nissan намерен увеличить свою долю на российском рынке с 30 до 40%. Судя по истории мирового автомобилестроения, отечественным маркам предстоит раствориться в автомобилестроительном суперорганизме.