Федеральная антимонопольная служба предписала российским авиакомпаниям прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат проездного документа в случае добровольного отказа пассажира от полета. Общество защиты прав потребителей поддерживает это решение, а вот авиаперевозчики, как и следовало ожидать, остались крайне недовольны.
В целях недопущения и пресечения недобросовестной конкуренции, ФАС считает необходимым исключить практику продажи билетов по тарифам, недопускающим возврат, в случае добровольного отказа пассажира от перелета.
По мнению антимонопольщиков, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит положениям Воздушного кодекса. Юрист ОЗПП Мария Свиридова в интервью Bigness.ru подтвердила, что согласно ВК РФ и закону о правах потребителя, пассажиры имеют право отказаться от полета, уведомив об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до вылета, и получить обратно сумму, затраченную на билет. Если же отказ от полета поступает менее чем за сутки до вылета самолета, то авиаперевозчик имеет право удержать часть средств от стоимости билета, но в размере не более 25%.
«Таким образом, по нашему законодательству невозвратного билета быть просто не может. Любой билет возвратный! Поэтому решение ФАС очень даже правильное», - отметила юрист.
Кроме того, в ходе анализа антимонопольная служба установила, что интересы потребителей могут ущемляться из-за непрозрачной тарифной политики перевозчиков. Как говорится в сообщении ведомства, авиакомпаниями не в полном объеме реализуется требование воздушного законодательства о предоставлении достоверной и полной информации об условиях перевозки.
«Несоответствие заявленной, в том числе на официальном сайте, авиаперевозчиком цены билета реальной подлежащей оплате стоимости перевозки является одной из наиболее часто встречающихся претензий пассажиров», - отмечает ФАС. По мнению ведомства, правомерность устанавливаемых перевозчиком разнообразных плат и сборов «требует дополнительного обоснования со стороны авиакомпаний».
Служба обязала авиаперевозчиков обеспечить прозрачность формирования цен на авиабилеты. Отчитаться о выполнении этой рекомендации, а также о других мерах по обеспечению баланса интересов авиакомпаний и потребителей, авиакомпании обязаны до 30 апреля текущего года.
Напомним, глава ФАС Игорь Артемьев еще прошлым летом заявлял о намерении провести анализ ценовой политики авиакомпаний. «Мы хотим проверить всю систему авиационных билетов, а нам говорят: она такая во всем мире. Но я считаю, что это напоминает скрытую комиссию в банках, когда тебе говорят о процентной ставке в 12%, а на самом деле набегает 70%», - цитирует его слова «Финмаркет».
Руководитель ведомства также отмечал, что ФАС считает необоснованным механизм, исключающий возврат авиабилетов. «Железнодорожные билеты можно сдавать, билеты в театр можно, а тут нельзя. Почему нельзя?» - возмутился тогда Артемьев.
Сами авиакомпании уверяют, что от решения ФАС запретить продажу невозвратных билетов они не пострадают, так как такой практикой не пользуются. «Невозвратных билетов у нас нет, но в зависимости от срока сдачи могут применяться штрафы», - сказал в интервью газете «ВЗГЛЯД» официальный представитель «Трансаэро» Сергей Быхал.
«Компания SkyExpres всегда возвращает билеты, так что сегодняшняя новость для нас неактуальна», - отметил Виталий Коренюгин из SkyExpress.
А вот глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, напротив, сообщила изданию, что практика невозвратных билетов применяется практически во всех авиакомпаниях мира, и запрет ФАС больно ударит как по авиаперевозчикам, так и по их клиентам.
По словам специалиста, компании, чтобы стимулировать продажи, предлагают заблаговременно брать билеты по низким тарифам, но на жестких условиях. Теперь, не имея возможности обезопасить себя от отказов, авиакомпании будут вынуждены отказаться от дешевого билета. Тем самым, по словам Ольги Пантелеевой, ФАС под видом заботы об интересах пассажиров нанесет им тяжелый удар.
Однако, юрист ОЗПП не согласна с экспертом «Авиапорта». По словам Марии Свиридовой, авиакомпании, пользуясь безнаказанностью, игнорируют закон и обманывают покупателей - взимают деньги за возврат билета, хотя по законодательству это положено пассажиру бесплатно. «Конечно, законодательство ФАС менять не будет. Но вопрос должен решаться в досудебном порядке. Служба должна заставить авиакомпании следовать законодательству, и следить за выполнением этого требования», - подытожила она.