Застройщики приступили к оптимизации расходов, что выражается в экономии на некоторых секторах возводимого жилья бизнес-класса. Начал размываться и сам сегмент, который, по мнению специалистов, в России не отвечает требованиям данной категории. Это происходит отчасти потому, что четких параметров застройки бизнес-класса до сих пор не существует.
Следствием этого стало фактическое разделение новостроеки бизнес-класса на два ценовых сегмента. Цены на более дорогие объекты приближаются к стоимости элитного жилья, однако существуют и более доступные проекты, цены на которые могут конкурировать с эконом-классом.
По словам директора департамента новостроек Est-a-Tet Юлии Гераськиной, на данный момент проекты бизнес-класса принято определять лишь по ряду критериев, например - индивидуальные планировки дома, увеличенная площадь квартир, наличие инженерных систем обеспечения здания, подземный паркинг, огороженная благоустроенная территория и прочее.
Низкие цены на эти объекты связаны со стратегией продаж застройщика, которая включает в себя и политику ценообразования. Девелоперы жертвуют огороженной территорией, которая является одним из основных параметров дома бизнес-класса. Связано это с соображениями экономии: оформление дополнительной земли может слишком дорого обойтись застройщику.
Некоторые девелоперы готовы дарить машиноместа в подарок покупателю в виде скрытой скидки или же просто предпочитают передавать лишние машиноместа в аренду, под существующую в здании офисную часть, отмечается в обзоре Est-a-Tet. Также известны случаи повышения рентабельности за счет удешевления некоторых элементов отделки, инженерии (использование более дешевых лифтов, например).
«Не исключено, что застройщики будут не только снижать затраты за счет сокращения лишних машиномест, вероятно и внедрение более эргономичной нарезки площадей в квартирах. Кроме того, примерно 15-20% объектов в сегменте бизнес-класса сегодня сдается под чистовую отделку, с готовыми перегородками: таким образом девелоперы снижают затраты потенциальных покупателей», - утверждает Юлия Гераськина.
По прогнозам компании Est-a-Tet, в ближайшее время сегмент бизнес-класса будет развиваться достаточно активно. В то же время, появление новых проектов на рынке только усилит тенденцию «размывания» сегмента бизнес-класса на «элитный» и «демократичный» сегменты. Новые проекты будут осуществляться под девизом их усовершенствования в рамках оптимизации затрат девелопера.
«Строители комплексов бизнес-класса, понимающие потребности клиентов, будут вынуждены усовершенствовать свои проекты как для оптимизации затрат, так и для повышения конкурентоспособности объектов. Дальнейший рост числа домов бизнес-класса в структуре первичного рынка, в свою очередь, будет зависеть только от наличия пятен застройки в городе и необходимого финансирования», - резюмирует Юлия Гераськина.
В 2009 году на первичном рынке произошло изменение самого портрета покупателя, связанное со смещением рынка в сторону эконом-класса и умеренных цен, полагают аналитики компании VERITAS. Например, сравнительно недавно ценз приобретения жилья в столичных новостройках составлял несколько сотен тысяч долларов. Сегодня же в порядке вещей стали объявления - «квартиры от 3,5 млн. руб.».
Число покупателей квартир в объектах бизнес-класса в минувшем году стабильно снижалось. Интерес покупателей сосредоточился в сегменте эконом-класса, где за меньшие деньги можно получить вполне приличный функционал. На данный момент, по оценкам аналитиков, в столице возводится 2 млн. кв. м. жилья категории бизнес-класса. Средняя цена квадратного метра в них составляет порядка 150 тыс. руб., конечная цена, как правило, определяется в процессе торга.