К 29 марта дилерам ОАО «АвтоВАЗ» поступило более 75 тыс. заявок на приобретение новых автомобилей по программе утилизации старых легковушек. Пока, по данным пресс-службы концерна, выполнено лишь около пяти тысяч таких просьб. Причина - в салонах закончились автомобили. Дилеры почти полностью исчерпали классические модели - ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.
Предварительные заявки на «классику» принимаются лишь на середину-конец апреля. Меж тем именно данная ВАЗовская продукция наиболее популярна среди автовладельцев, решившихся обменять свою старую машину на деньги для покупки новой. Доля россиян, желающих приобрести в рамках программы утилизации старых автомобилей, «пятёрку» или «семерку», составляет от 50 до 60% от всех заявок, поступающих дилерам «АвтоВАЗа». Менее популярными оказались модели Kalina и Priora, на которые приходиться от десяти до пятнадцати процентов заявок. Ещё менее востребованы Lada Samara (5-10%) и Lada 4×4 (5%).
Напомним, что по программе утилизации старых автомобилей можно приобрести не только автотехнику отечественной разработки, но и собранные на российских предприятиях иномарки. Среди них по поступившим на конец марта заявкам лидирует французское Renault. В рамках программы реализуются, собираемые в Москве модели «Рено-Логан» и «Рено-Сандеро». От всех заявок на приобретение в рамках программы нового автомобиля взамен старого «ренолюбы» составили 8,3%, что физически соответствует более чем двум тысячам единиц. Это, между прочим, чуть-чуть не дотягивает до половины российских продаж автомобилей данной марки.
Напомним, что в рамках программы принимаются к утилизации легковые автомобили старше десятка лет снаряжённой массой до 3,5 тонн, как отечественного, так и иностранного производства, с регистрацией на последнего владельца не менее одного года. Автовладелец при этом должен получить сертификат на 50 тыс. руб., который может быть использован только на приобретение нового автомобиля, произведённого в России, будь то «железный конь» отечественных марок или же украшенный логотипами зарубежных компаний.
На субсидии для покупки нового автомобиля автовладельцам, решившим подключиться к программе, государством выделено 10 млрд руб. Планируется реализовать таким образом 200 тыс. машин.
Пионерами в автообмене стали Соединенные Штаты, запустившие программу Cash for clunkers («Деньги за драндулет»). Однако эффект от этой программы, как показала статистика продаж, оказался временным.
Стоит отметить, что в 12 европейских странах в 2009 году была задействована программа, наподобие американской Cash for clunkers. Есть некоторые различия, касающиеся в основном суммы выплат. Наименьшую сумму за автомобили возрастом до 10 лет предлагают во Франции и Румынии - 1000 евро. В отличие от восточно-европейской страны, французы обещают ещё и налоговые льготы. В Нидерландах за машину полагается компенсация в размере от 750 до 1750 евро, но их возраст несколько увеличен - до 13 лет.
Самые крупные компенсации за поддержанные автомобили готовы выплачивать в Италии (1500-6500 евро) и Германии (2500 евро), но их возраст должен быть не более 9 лет. В Греции же вообще решили обойтись лишь налоговыми льготами при регистрации нового автомобиля, снизив их наполовину.
Что же касается эффекта, которого сумели достичь за рубежом, то, например, в Германии немецкие автопроизводители за восемь месяцев 2009 года увеличили продажи на 27% благодаря акции, которая обошлась стране в 5 млрд евро. В США программа утилизации стоила несколько миллиардов долларов и позволила эффективно стимулировать продажи: по ней реализовано около 700 тыс. новых машин.