К концу года Центробанк РФ намерен начать изучение мнений населения и предприятий на тему их инфляционных ожиданий, сообщила замглавы департамента исследований ЦБ Алла Чумаченко. Для этих исследований планируется привлечь Фонд общественного мнения. Данные будут размещаться на сайте и использоваться, в том числе, для экономических прогнозов.
Вчера в Госдуме прошел совет по денежно-кредитной политике, на котором, в частности, обсуждалась практика включения инфляционных ожиданий в политику ЦБ по таргетированию инфляции. Как рассказала заместитель главы департамента исследований ЦБ Алла Чумаченко, Центробанк намерен расширить инструментарий оценки инфляции, включив в свои модели инфляционные ожидания участников рынка, домохозяйств и компаний.
Чумаченко уточнила, что для изучения ожиданий населения планируется привлечь Фонд общественного мнения (ФОМ), данные с предприятий ЦБ будет собирать сам с помощью существующей системы мониторинга предприятий. Это сеть региональная, в ее опросах участвуют около 16 тыс. предприятий. В настоящее время она используется только для целей надзора, а теперь ее решено использовать для целей денежно-кредитной политики.
«Как только будем получать данные от Фонда общественного мнения и ожидания предприятий, будем публиковать их на сайте», - сказала Чумаченко, отметив, что в настоящее время разрабатывается методика этих исследований.
Как рассказал президент ФОМа Александр Ослон, работа уже началась, необходимо отработать инструментарий изучения инфляционных ожиданий, субъективных представлений об инфляции - надежды, страхи, безразличие, рассказывает. Задача - выйти на индикаторы, которые стали бы элементами эконометрических моделей, наряду с экономическими факторами, уточнил он он.
В интервью «Коммерсанту» он отказался сообщить, сколько будет стоить та часть проекта, которую будет готовить ФОМ, но «затрат будет меньше, чем на наш обычный опрос». Обычно в опросах, которые публикует ФОМ, стандартно участвуют 2 тыс. респондентов. По словам гендиректора ФОМа, в среднем стоимость одного интервью - $15-20, таким образом, можно предположить, что однократный опрос ФОМ по инфляционным ожиданиям будет около $30-40 тыс.
Впрочем, кроме опроса населения методика исследования инфляционных ожиданий, по словам главы ФОМа, также предполагает качественные индивидуальные или групповые исследования, а также опрос экспертов. Кроме того, как заявил Александр Ослон, в работе над проектом кроме социологов и представителей ЦБ будут задействованы «известные российские экономисты, эконометристы».
Возможно, что методика определения инфляционных ожиданий населения будет построена на базе индекса потребительских настроений, который рассчитывается в США. Индекс доверия потребителей к экономике США рассчитывается исследовательской организацией Conference Board на основе опроса 5 тыс. граждан. Он включает в себя индикатор отношения потребителей к текущей ситуации, а также индекс потребительских ожиданий на ближайшие полгода. При этом показатель включает в себя ряд компонент, не имеющих отношения к ценам.
Эксперты позитивно оценивают решение ЦБ. По словам старшего трейдера «Максвелл Капитал» Михаила Молодова, власти часто говорят, что инфляционные ожидания в экономике снижаются, но конкретные данные нигде не публикуются. Если ЦБ осуществит свою задумку, у нас появится еще один индикатор с помощью которого можно будет формировать какую-то картину будущего экономики. «Конечно, отклонения между данными Росстата по инфляции и этим индексом будут. Причем, вероятно, значительные, но экономисты будут понимать настроение людей, строить планы и делать долгосрочные прогнозы», - говорит он.
Аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский так же считает, что Центральный банк, привлекая данные социологов относительно инфляционных ожиданий населения, двигается в правильном направлении.
«На Западе монетарные власти уже давно пользуются информацией, получаемой из опросов граждан для управления ликвидностью, процентными ставками. Да и в России крупные инвестиционные фонды и банки уже озаботились этим вопросом», - говорит он.
Вместе с тем, начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев говорит, что мнение нашего населения по поводу инфляции несколько субъективно. «Население считает, что инфляция на самом деле гораздо больше чем публикует Росстат. Как говорится, инфляция - налог для бедных. И, действительно, для средних слоев населения инфляция в прошлом году оказалась на уровне 20-24%, а для россиян, получающих от $10 тыс., - ниже раза в два. ЦБ, конечно, молодец, но острой необходимости в таком индексе, не вижу», - пояснил он.
Кроме того, эксперты не сошлись во мнении, будет ли данный индикатор влиять каким-то образом на фондовый и валютный рынок. Михаил Молодов и Александр Разуваев считают, что это маловероятно, так как наш рынок акций и рубль в основном зависят от сырьевых цен.
Но эксперт «Калита-Финанс» не разделил их мнение. По его словам, индекс потребительских ожиданий в отношении инфляции непременно будет востребован аналитиками отечественного фондового рынка. В подтверждение своих слов он привел все тот же Мичиганский индекс потребительских настроений. «Рост индекса свидетельствует о восходящей стадии экономического цикла, инвестиционной привлекательности экономики и способствует росту акций и валюты», - поясняет эксперт.
«Доступ к подобной информации для участников, делает ситуацию более прогнозируемой, и позволит избегать курсовых рисков. Это важно в первую очередь для производителей, экспортеров и импортеров, а также для тех предприятий, которые привлекают заемные средства», - добавил управляющий портфелем UFS Investment Company Алексей Козлов.
Кроме того, по словам аналитика, подобной информацией могут воспользоваться и частные лица, к примеру, для принятия решения в какой валюте выгодней воспользоваться заемными средствами, ипотечным кредитом. «Хотя конечно, подобный опрос не позволит заглянуть на продолжительное время вперед, однако помочь в формировании взгляда на 6-12 месяцев он может», - отмечает эксперт.
«Если взглянуть на ситуацию более обобщенно, то публикация данных опроса - один из шагов к формированию нормального информационного поля вокруг процессов происходящих на российском финансовом рынке, что делает рынок менее спекулятивным, позволит правильней и безболезненней направлять финансовые потоки - в конечном итоге, выгодно для всех участников процесса», - подытожил Алексей Козлов.
Что же касается нынешних инфляционных ожиданий россиян, подавляющее большинство опрошенных ФОМ в феврале граждан отмечают постоянный рост цен, однако количество тех, кто ждет продолжения роста, стало чуть меньше. Если в конце ноября 2009 года 82% опрошенных были уверены, что цены на основные продукты, товары и услуги в ближайший месяц будут расти, то в середине января 2010 года их стало 80%, а в конце февраля - уже 78%. В то же время, количество тех, кто полагает, что цены в ближайший месяц не изменятся, увеличилось: с 5% в ноябре 2009 года до 7% в январе и 9% в конце февраля.