На днях делегация Ассоциации распространителей печатной продукции посетила Японию, где изучила магазины, реализующие прессу. Россияне поделились впечатлениями с Bigness.ru, рассказав, что в здешних газетных минимаркетах можно найти все - от молока до сувениров, а некоторые торговые точки даже принимают коммунальные платежи и выдают посылки.
В Японии существует шесть основных сетей магазинов небольшого формата площадью до 50 квадратных метров. Все они работают 24 часа в сутки, имеют схожий ассортимент, но сильно отличаются перечнем и объемом услуг, оказываемых населению.
Так, магазин Family Mart по сути является минимаркетом, где пресса, книги и мультимедийная продукция занимают 15-20% объема товара. В ассортименте представлены прохладительные напитки, алкоголь крепостью до 15%, кондитерские изделия, снэки в широком ассортименте, молочная продукция, мелкие сувениры, товары в дорогу, батарейки, телефонные карты, канцелярские товары, готовые ланчи. Кроме того, здесь предоставляются горячие сендвичи, пицца, бульоны, чай, кофе. Из услуг, предоставляемых населению, в магазине присутствуют факс, ксерокопирование, банкомат национального банка, прием коммунальных платежей, здесь же в обязательном порядке присутствует общественный туалет.
Сеть Bell Mart - формат, распространенный на транспортных узлах. В этом формате больше представлено газет, комиксов, сувениров и товаров в дорогу, меньше - журнальной и мультимедийной продукции. Магазин площадью в среднем 30 квадратных метров без общественного туалета.
Наиболее развитая система услуг для населения представлена в сети магазинов 7/11. Эти торговые точки разительно отличаются от аналогичных форматов, к примеру, от американских точек. Они, по сути, превратились в круглосуточный центр по комплексному обслуживанию населения своего микрорайона. Помимо прессы, книг и мультимедийной продукции здесь также представлены набор продуктов питания, расфасовки, прохладительные напитки, молочные продукты, сухие супы, алкоголь, чай кофе.
В числе предлагаемых населению услуг - оплата коммунальных платежей, перевод денег, услуги банкомата, ксерокс, факс, телефон и интернет терминалы. Кроме того, эта сеть взяла на себя часть почтовых функций, в т.ч. принимает и выдает почтовые отправления, посылки. С данной сетью тесно связаны курьерские службы других компаний. Здесь можно сдать багаж перед отъездом в аэропорт и получить его перед регистрацией. Здесь также находится автомат по продаже театральных билетов.
На транспортных узлах, на платформах, где останавливаются пассажирские пригородные и скоростные поезда (скорость до 300 км. в час), установлены павильоны без захода внутрь под названием KIOSK, площадью примерно 15-18 квадратных метров. Здесь представлен самый широкий ассортимент товаров для пассажиров, порядка 1000 наименований, одних жвачек представлено более 20 наименований, также аптечные товары, средства личной гигиены, продукты питания, табачная продукция, вода, снеки, канцелярская продукция, игрушки, пазлы. Пресса и книги, мультимедиа занимают объем не более 20-30%.
Ассортимент формирует управляющая данной сетью компания в зависимости от спроса населения, а не от политических или идеологических установок. В киоск встроен холодильник с внешним доступом, телефон-автомат, наружная реклама.
Как перечисленные, так и другие аналогичные сети находятся в жесткой конкуренции друг с другом. Сфера конкуренции - это товары, услуги и цены. В качестве аутсайдеров в гонке выживания называют сеть LOVE son. Она проигрывает в ассортиментной борьбе, не предоставляя необходимого населению перечня товаров и услуг.
Делегация АРПП осуществила фото и видео съемку данных объектов, зафиксировала ассортиментные матрицы. В рамках культурной программы делегация также посетила святую гору Фудзи, термальные источники, находящиеся в заповедниках Хаконэ, а также местную долину гейзеров.
Фото предоставлены АРПП.