Несмотря на то, что кризис неблагоприятно сказался на жизни многих обеспеченных россиян, они воспользовались данной ситуацией, чтобы пересмотреть свое место в обществе. Произошла смена ориентиров - от роскоши «напоказ» к утонченности. Возможно, в будущем произошедшие изменения помогут развиться России в культурный центр и деловую столицу мира.
В последнее десятилетие (вплоть до 2008 года) Россия переживала экономический бум. Ежегодно ВВП увеличивалось на 6-8%, средняя зарплата выросла с $79 в месяц (2000) до $440 (2008). Таким образом, по оценке Всемирного Банка, реальные доходы россиян за последние 10 лет выросли на 65%.
Благодаря бурному росту экономики, в России сформировалась прослойка состоятельных людей (New Mass Affluent, далее NMA), которые во многом стали определять экономические тенденции в стране и потребительские запросы россиян. Большинство представителей класса NMA - мужчины (65%) в возрасте 25 - 34 лет. Большая их часть трудится полной день на постоянном месте работы (75%), но немалую долю (18%) составляют индивидуальные предприниматели. Больше трети (37%) представителей NMA зарабатывают от 628 до 2 298 тыс. руб.
Но если до 2009 года количество представителей NMA только росло, а сами они «цвели и пахли», то кризис навел здесь свои порядки. Исследовательское агенство Future Lab по заказу компании MasterCard изучило влияние мирового экономического кризиса на сегмент обеспеченных россиян, на их привычки и потребительское поведение.
По словам директора по стратегии Future Laboratory Тома Савигара, многие обеспеченные россияне воспользовались данной ситуацией, чтобы заново определить свое место в обществе. «Происходит смена символов и ориентиров - от роскоши «напоказ» к более продуманному и утонченному стилю. Продолжается формирование традиций в таких областях, как предпринимательство и филантропия, что свидетельствует о высоком уровне оптимизма в обществе. Кризис разбудил в людях социальные, культурные и альтруистические побуждения, которые лягут в основу перерождения России, как культурного центра и деловой столицы», - рассказал он.
Эксперты Future Lab установили, что обеспеченные россияне (NMA) оказались менее чувствительны к экономическому кризису, так как их благополучие не так сильно зависело от падающих цен на нефть или курса рубля. Это позволило им стать ключевым сегментом в России для всех производителей и дистрибуторов люксовых товаров. Тогда как за кризисный 2009 год из списка миллиардеров были исключены две трети российских олигархов, ранее в нем присутствовавших. Также сократилось и количество просто богатых людей в России. В 2009 году их стало на 29% меньше, а именно 97 тыс., тогда как еще в 2007 году мы наблюдали рост в 14%.
Вместе с тем, во время кризиса состоятельные россияне (NMA) стали больше времени проводить дома, чаще бывать с друзьями и семьей, а многие и вовсе перешли на еду домашнего приготовления.
Большинство обеспеченных россиян (NMA) пересмотрели свои привычки, предпочитая отказаться от лишних трат и вести себя более бережливо, в то время как ранее для многих состоятельных людей было нормой покупать ряд импортируемых товаров, понимая, что они при этом переплачивают до 40% от их стоимости. Все больше людей стали покупать одежду в магазинах дисконт или в Интернет-магазинах, например kupiVIP.ru
Так же многие представители класса NMA стали меньше путешествовать за рубеж. Около трети состоятельных людей (NMA) отказываются от услуг туроператоров.
Россияне, которые раньше совершали покупки в супермаркетах премиум класса «Азбука Вкуса» и «Глобус Гурмэ», теперь предпочитают более экономичные варианты, такие как Метро и Ашан.
Вместе с тем, россияне увеличили инвестиции в обустройство жилья и домашнее хозяйство. Каждый десятый представитель NMA рассматривают покупку растений и аксессуаров для сада как необходимость. Четверть обеспеченных людей уверены, что траты на домашнее хозяйство очень важны, 44% считают их необходимыми.
Что касается люксовых предметов ухода за собой, 40% до сих пор считают эти вещи важными, а для каждого пятого они просто необходимы.
Также, несмотря на кризис, около четверти обеспеченных россиян по-прежнему не желают отказываться от приверженности к определенным автомобильным брендам, треть из них считает приобретение нового автомобиля необходимостью, каждый четвертый рассматривает покупку машины класса «люкс» как элемент своего финансового плана на ближайшие год-два.
Как мы видим, кризис хорошо перемешал финансовые приоритеты наших обеспеченных сограждан, но, что удивительно, не меньшие изменения постигли их и в культурной жизни. Как отмечают специалисты Future Lab, все большей популярностью у россиян пользуются экспозиции современного искусства, проходящие в таких местах как Гараж-центр современной культуры и Винзавод. Далеко не все NMA пока могут позволить себе покупать предметы искусства, но определенно имеют к ним интерес. Около 8% данного сегмента рассматривают инвестиции в искусство и антиквариат, как часть своих финансовых планов на будущее.
Исследование MasterCard показало, что более трети NMA стали чаще смотреть телевизор, а 80% теперь проводят больше времени в сети Интернет. Около четверти сегмента NMA пользуются социальными сетями.
Примерно половина обеспеченных россиян призналась, что теперь они больше следят за событиями в мире, мировой кризис заставил их больше интересоваться текущими происшествиями. Повысился спрос на издания, освещающие общественную жизнь, где читатели могут ознакомиться с новостями из мира политики, благотворительности, экономики.
По мнению специалистов MasterCard сегмент обеспеченных россиян (NMA) бесспорно станет движущей силой будущего подъема экономики России в ближайшие годы. И во многом это связано с оптимистическими взглядами данного класса. Несмотря на экономические потрясения, только один из десяти NMA признает, что стал более негативно смотреть на вещи и лишь 1% состоятельных россиян пессимистично оценивают свои планы на будущий год. Тогда как пять из десяти утверждают, что сохранили оптимистический настрой и позитивно смотрят в будущее.