Одной из главных проблем нашей страны является квартирный вопрос. Именно он приводит к разводам, отказу от рождения детей, конфликтам и бытовым преступлениям. Сегодня в очереди на жилье стоит около 2,5 млн семей, и сокращается эта очередь на 5% в год. При текущих темпах строительства России потребуется 50 лет, чтобы обеспечить всех нуждающихся.
Плохое состояние и несправедливое распределение жилищного фонда России является одной из главных социально-экономических проблем страны, приведших к демографическому кризису, отмечают в Аналитическом Центре ГдеЭтотДом.РУ. Нехватка качественного жилья приводит к разводам в молодых семьях, к отказу от рождения детей, многочисленным конфликтам и бытовым преступлениям. Так по результатам опросов проведенных ВЦИОМ причиной 41% разводов в стране являются именно плохие жилищные условия. Поговорка «с милым рай и в шалаше» в реальности работает недолго.
Россияне живут в крайне стесненных по цивилизованным меркам условиях. По данным Аналитического Центра ГдеЭтотДом.РУ в России на одного человека приходится только 22 кв. м жилья. В развитых странах в два-три раза больше. Например, в Швеции обеспеченность жильем составляет 45 кв. м на человека, в США - 65 кв. м. В России 64% жилых помещений состоят из 3-х и менее комнат. В Германии - только 8%, а в США и вовсе 1,5%.
Жилищная проблема была бы не столь остра, если бы не сопровождалась еще и огромным расслоением населения по уровню доходов, что ограничивает большую часть населения в возможности хоть как-то улучшить жилищные условия. Уровень доходов 10% самых богатых граждан в стране превышает уровень доходов 10% самых бедных в 17 раз. В Швеции подобная разница доходов является всего лишь шестикратной, в соседней Белоруссии - также шестикратной.
По жилищным условиям расслоение не столь вопиюще. Впрочем, ситуация была бы более катастрофичной, если бы не бесплатная приватизация, в результате которой и бедные и богатые семьи получили в собственность жилье. Но все же, в богатых семьях в России на одного человека приходиться 1,5-2 раза больше квадратных метров, чем в бедных.
Из бедных домохозяйств по данным Росстата хорошими и отличными жилищными условиями могут похвастаться только 27% , в то время как среди богатых довольных своим жильем уже 47%. Разделяет богатых и бедных не только уровень удовлетворенности или площадь жилья, но и его качество. Так жилье бедных семей только на 58% обеспечено телефонами, на 83% централизованным водоснабжением холодной водой и на 73% - горячей водой, на 87% - центральным отоплением. В жилье богатых семей обеспеченность коммуникациями на 10%-15% выше.
Глобальность жилищной проблемы даже не в существующем дефиците площадей, основная часть которого приходится на беднейшие слои населения, но и в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства, которых у него похоже нет. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн. кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания, ранее построенного жилого фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы начать жить как в Швеции.
Но даже при повышении темпов строительства до китайского уровня за счет реформы и стимулирования строительной отрасли - т.е. до 1 кв. м на человека в год (140 млн. кв. м в целом по стране) жилищная проблема будет оставаться острой из-за высокого уровня расслоения доходов населения.
Российское общество поделено на два мира - благополучный малочисленный верх и многочисленный бедный низ. В первой группе - около миллиона домохозяйств, которые имеют такие ежегодные доходы, что могут покупать по одной «средней» российской квартире в год. Благо они имеют иные способы потратить деньги - на загородные коттеджи, зарубежную недвижимость, акции и инвестиции, предметы роскоши и многие другие удовольствия. Иначе бы из около 700 тысяч жилых помещений строящихся в стране в год, остальным слоям населения не досталось бы ничего.
Вторая группа населения, составляющая около 10 миллионов домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума (5000 рублей на члена семьи) не имеет никаких шансов купить хотя бы одну квартиру за всю жизнь. И как не прискорбно, в эту группу чаще всего входят та часть общества от которой зависит демографическое воспроизводство населения в стране - молодые и многодетные семьи. Им остается надеяться только на государственную помощь.
По словам руководителя Аналитического Центра ГдеЭтотДом.РУ Александра Пыпина, сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн. семей и сокращается эта очередь крайне медленно - на 5% в год. Даже если в очередь не будут вставать новые семьи, для решения жилищной проблемы бедных семей государству потребуется 20 лет.
Особенно остро проблема улучшения жилищных условий стоит перед многодетными семьями. Если из обычных семей только каждая 20-ая нуждается по государственным социальным стандартам в улучшении жилищных условий, то среди многодетных семей - каждая шестая. Всего их в очереди стоит около 130 тысяч. Молодых семей в очереди - около 300 тысяч.
В целом, жилищная помощь государства пока частично спасает только от окончательного социально-жилищного расслоения и начала «фавелизации» российских городов. Обостряется ситуация и тем, что государство в значительной степени сосредоточено на жилищной поддержке тех, кто служит ему, защищает экономическую и физическую безопасность политической и властной элиты, стабильность существующего строя, обслуживает личные интересы чиновников. В результате сотрудники силовых ведомств, чиновники, судьи и иные государственные служащие, далеко не все из которых живут в столь же неудовлетворительных условиях и имеют столь же низкие доходы, как многодетные или бедные семьи, стремительно и в первую очередь улучшают свои жилищные условия.
В условиях отсутствия реальных процедур контроля со стороны населения, сильного местного самоуправления, действенной политической конкуренции, прозрачной отчетности, жилищные программы от цели постепенного обеспечения жильем всего нуждающегося по социальным стандартам населения невольно мутируют в программы по самообеспечению жильем государственных и квазигосударственных служащих и близких им лиц, завязанных едиными корпоративными интересами.