Стратегия развития автопрома до 2020 года, которая обсуждалась сегодня правительством, будет стоить федеральному бюджету и инвесторам 1-1,2 трлн руб. Из них 584 млрд руб. должны вложить российские компании. Кроме новых, доступных и качественных автомобилей это должно принести стране порядка 5 млн рабочих мест в автопроме и на смежных производствах.
По словам главы Минпромторга Виктора Христенко, проект стратегии будет доработан и окончательно представлен до 30 марта текущего года. Как отметил высокопоставленный источник «Российской газеты» в правительстве, "если мы хотим быть заметными игроками на этом рынке, то бесплатно этого не будет. Да и вообще, все недорого стоит, учитывая тот мультипликативный эффект, который отрасль внесет в промышленность". Причем основные вложения запланированы на период до 2013 года.
Согласно плану, инвестиции в текущем году должны составить 55 млрд руб., из них государство предоставит от 20 до 24 млрд. В 2011 году инвестиции должны составить 130 млрд, в том числе 39 млрд из государственных средств, в 2012 году - 90 млрд, в том числе 44 млрд господдержки, рассказал источник издания.
Ранее предполагалось, что вложения отечественных компаний составят 627,5 млрд., из них на модернизацию производства израсходуют 330 млрд руб., около 100 млрд руб. пойдут на программы НИОКР и около 190 млрд руб. вложат на развитие компонентной базы.
Предполагается, что вес автопрома в ВВП страны вырастет с нынешнего 1% до 2,4%, а к 2020 году в России будет выпускаться 3,5 млн машин. Примерно 8% (250 тысяч машин), пойдет на экспорт, остальные планируется продавать внутри страны. Объём внутреннего рынка к 2020 году, как полагают авторы концепции, составит 3,5 - 3,6 млн авто. При этом 3,1 млн автомобилей придется на автомобили, произведенные в России.
В правительстве всерьез рассчитывают на успех международных альянсов - «АвтоВАЗа» с Renault и «Соллерса» с Fiat. Они должны завладеть 52% рынка к 2020 году. Попытки группы «Онэксим» пока в расчет не принимаются. Но стратегия - не догма, отметил источник «РГ», и она может изменяться.
Помочь отечественным производителям должны и меры по стимулированию продаж автомобилей, в частности, стартующая на следующей неделе программа утилизации старых авто.
«Пользуясь случаем, хотел бы призвать наших граждан: если вы планируете приобрести новую машину, то не стоит откладывать покупку. Именно сейчас можно получить максимально выгодные условия - одновременно и 50 тысяч рублей скидки (с учетом утилизации старого авто - ред.) и кредит под низкий, субсидированный государством процент», - цитирует премьер-министра Владимира Путина РИА Новости.
Программа Минпромторга по стимулированию спроса на новые автомобили будет действовать с 8 марта по 1 ноября 2010 года. Граждане страны могут сдать в утиль свой автомобиль старше десяти лет с получением права на скидку в размере 50 тыс. руб. при покупке новой машины, произведенной в России. На реализацию программы выделяется свыше 11 млрд руб.
Кроме того, в РФ продолжают действовать заградительные пошлины на ввоз произведенных за рубежом автомобилей. Текущий уровень таможенной защиты предполагается сохранять до 2015 - 2016 года. Также в стратегии сказано о необходимости продлить программу льготного кредитования до 2013 года, правда, с затухающими темпами финансирования - 12 млрд руб. на 2011-2013 годы, пишет «Российская газета».