В пятницу в повестке дня Госдумы РФ оказался законопроект, связанный с совершенствованием порядка определения цен для налогообложения и налогового контроля. По словам спикера Бориса Грызлова, правительство РФ, вынося на обсуждение депутатов данный законопроект, намерено воспрепятствовать махинациям через дочерние, материнские, сестринские фирмы.
Речь идет о схемах, по которым юридические лица перечисляют средства за товар или услуги своим дочерним или сестринским предприятиям в оффшоры по заниженным ценам, а те реализуют их по реальной, рыночной стоимости. «Законопроектом предлагается ввести понятие рыночной цены и проверять уровень цен от этих перечислений в оффшорные зоны, в дочерние компании на предмет соответствия рыночным ценам. Думаю, что это очень полезное предложение, которое сформулировано правительством Российской Федерации», - сказал накануне Борис Грызлов.
Стоит напомнить, что подобную схему так называемых «трансфертных сделок» через оффшорные зоны использовал в своё время ЮКОС.
Кроме установления рыночных цен законопроектом предусматривается предоставление компаниями в обязательном порядке налоговым органам информации о крупных сделках, осуществляемым взаимозависимыми компаниями. Под таковыми в законопроекте понимаются сделки в течение года суммарным размером свыше 1 млрд руб. в России и 100 млн руб - за рубежом.
Предполагается, что в Федеральной налоговой службе Российской Федерации для контроля за рыночными ценами будет создано специальное подразделение, состоящее из двух-трёх десятков высокопрофессиональных юристов и экономистов. Для выявления нарушений при трансфертном ценообразовании будут применяться шесть различных методов. Среди них метод сопоставимых рыночных цен, цены последующей реализации и распределения прибыли.
Несмотря на то, что данный законопроект нашёл предварительную поддержку у большей части законодателей, тем не менее, есть и немало скептиков в его эффективности. По мнению некоторых экспертов, власти запоздали с принятием данного законопроекта лет эдак на десять, когда в ряде регионов действовали льготные налоговые ставки. В настоящее время налоговыми преференциями пользуются лишь отдельные предприятия. Поэтому существенного пополнения казны из-за упорядочения трансфертного ценообразования внутри страны не произойдёт.
Что касается переброски средств через родственные компании, зарегистрированные за рубежом, то в данном случае действительно подобные «серые» схемы приносят немалые доходы ввиду разницы налоговых ставок в разных странах, а тем более за счёт их мизерного размера в оффшорных государствах и территориях. По логике, все сделки через государства из «чёрного» финансового списка должны тщательно отслеживаться финансовой разведкой. С другой стороны, Россия не является членом Организации экономического сотрудничества и развития, а посему делиться с ней информацией, если что-то упустила отечественная финансовая разведка, никто не обязан.
К тому же происходит своеобразное дублирование законодательства. В Налоговом кодексе Российской Федерации есть статья 40, предусматривающая применение санкций к взаимозависимых компаниям, в случае, если при трансфертных сделках цена отклоняется от рыночной в «плюс» или «минус» более чем на 20%.
Да и у тех, кто высказывается за принятие данного законопроекта, возникает множество вопросов. Например, признавать ли в качестве рыночных цены в сделках, совершённых на бирже или как быть в случаях трансфертных схем, когда речь идёт о государственном заказе? Регламентирует ли новый законопроект данные вопросы?