С 15 февраля вступило в силу постановление правительства РФ "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии". Обязательная сертификация ряда продуктов отменяется, вопросы к их качеству остаются.
Отныне без сертификата соответствия можно будет торговать следующими продуктами питания: сахаром, хлебом и хлебобулочными изделиями, овощными и рыбными консервами, джемами, замороженными овощами, винами, коньяками, пивом, водой, чаем, солью, мукой, сухими завтраками, мясом, колбасами, мясными полуфабрикатами, фруктами и морепродуктами. Не подлежит сертификации и парфюмерная продукция.
Список достаточно обширен - практически все продовольственные товары. Безусловно, нововведения с радостью будут восприняты производителями продуктов питания, импортёрами и владельцами торговых точек. Для них снимается один из серьёзных административных барьеров.
Сертификация - дело не только хлопотное, но и дорогостоящее. Только официально крупные компании тратят на получение соответствующих документов в среднем в год до $100 тыс. У некоторых денег на сертификацию, опять же по официальным данным, уходит куда больше. Нет сомнений и в том, что многим игрокам рынка приходится делать и дополнительные, «стимулирующие» бюрократическую биомассу вливания. И дело даже не в том, что таким образом они пытаются продвинуть на рынок изначально негодный товар. Просто исследовать ту или иную продукцию можно бесконечно, а любые проволочки - это убытки для предприятий.
Похоже, что в порыве борьбы с бюрократизмом инициаторы отмены обязательной сертификации продуктов питания позабыли о правах потребителей. Теперь никто не вправе проверить насколько качественна та или иная пищевая продукция. Раньше после подачи декларации в сертификационные центры товары тщательно исследовались на предмет безвредности для потребителя и честности производителя, указавшего, например, что в его колбасе мяса больше, чем прочих составляющих, а рыбы в банке консерв, именно столько, сколько указано на этикетке, и никак не меньше. То есть ныне добровольная сертификация становится своего рода рекламным трюком.
Можно предположить, что теперь отметка на упаковке о добровольной сертификации товара будет очень яркой и броской. И большинству потребителей в голову не придёт, что добровольная сертификация предполагает простое заполнение декларации, в которой производитель просто сообщает о том, что в его товаре имеются такие-то ингредиенты в таких-то долях. Мол, верьте мне на слово...
Конечно, даже при «старой» системе никто не был застрахован от непорядочности производителей. Ведь те, кто занимается сертификацией, тоже живые люди со своими маленькими или большими корыстными интересами. Согласно данным Роспотребнадзора, около 50% товаров в торговых точках не соответствуют нормам безопасности и качества. В свою очередь Общество защиты прав потребителей утверждает, что доля некачественных товаров на рынке составляет треть от общего количества.
Есть и более впечатляющие данные. Общественная организация «Зеленый патруль» в рамках «Исследование безопасности потребительской корзины» провела независимое исследование 14 продуктов питания. Результаты несколько обескуражили. Лишь два наименования исследованных продовольственных товаров, соответствовали минимальным нормам безопасности, хотя сертификаты соответствия имели все четырнадцать...
Обычно сторонники отмены обязательной сертификации продукции оперируют опытом стран Евросоюза, где в обязательном порядке сертифицируется лишь 15% номенклатуры продуктов питания и непродовольственных товаров. В России же до 15 февраля этого года сертификации подлежало 78% всех товаров. После вступления в законную силу означенного постановления правительства, доля наименований товаров, которые должны проходить обязательную сертификацию сократится до 54%.
Тем не менее, по мнению апологетов перехода к добровольной сертификации, число фактов попадания некачественных товаров на ЕСовский рынок, в отличие от российского, достаточно редки. Но обманывать потребителя в Евросоюзе очень накладно. Штрафы - огромны. В России же попавшиеся на «халтуре» платят не так уж и много. За неполное выполнение технических регламентов должностные лица штрафуются на 5 тыс. руб., юридические лица - на 40 тыс. руб. Это максимальные санкции. В среднем штрафы за производство и реализацию некачественной продукции не превышают 10 тыс.
Конечно, случаи подобные детскому питанию с меламином квалифицируются иначе. Есть куда менее заметные и более прибыльные нарушения: ставшая уже общим местом колбаса без мяса; овощные консервы, овощей в которых оказалось значительно меньше, чем должно быть, а указанные специи вовсе отсутствуют; вино, в котором собственно виноматериалы используются лишь для придания «очень тонкого» аромата и столь же «лёгкого» вкуса и т.п.
Как вы понимаете, штрафы в столь мизерных размерах ничто по сравнению с чистой прибылью «экономных» производителей. И это если попался... Ведь никому и в голову не придёт заниматься в домашних условиях взвешиванием содержимого консервных банок, выпариванием воды из пива, проводением спектрального анализа вин или лабораторным исследованием минеральной воды на предмет её отличия от водопроводной. А то, что по вкусу что-то не то, ну так, как известно, на вкус и цвет... В общества по защите прав потребителей побежит далеко не каждый россиянин с негодным товаром.
Выявление недобросовестных производителей может подмочить репутацию, но как, правило, мелкие шалости со временем забываются. Особенно после клятвенных публичных заверений руководителей проштрафившихся предприятий в стиле «виновные будут наказаны».
Повышение штрафных санкций за выпуск на рынок недоброкачественной продукции может быть и способно решить проблему. Но пока об увеличении штрафов речь не идёт. Пока кто-то «проявит инициативу», пока Государственная дума рассмотрит данный законопроект, пока он вступит в законную силу, нам придётся верить обманщикам на слово. Предполагается, что соответствующие поправки в кодекс будут готовы к весне. Вообще-то, с них то и следовало начинать.